Род Щетинохвостые ·поссумы - Trichosurus | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Род Щетинохвостые ·поссумы - Trichosurus

Род Щетинохвостые поссумы - Trichosurus

Согласно Ride (1970) известны виды:
Trichosurus vulpecula - распространен по всей Австралии, включая остров Тасманию и остров Кенгуру, исключая о-ва Бэрроу, а также самый север Западной Австралии и Северную Территорию.
Северный щетинохвостый поссум - Trichosurus arnhemensis, населяет крайний север Западной Австралии и Северную Территорию, а также о-ва Бэрроу.
Trichosurus caninus, населяет горные районы юго-восточного Квинсленда (Австралия), восточный Новый Южный Уэльс и восточную часть штата Виктория.

Поссумы ведут ночной образ жизни, живут на деревьях и устраивают гнезда в дуплах деревьев. Они живут в лесах, но T. vulpecula встречается и в безлесных областях, где он находит укрытия в скалистых пещерах или норах других животных. Этот вид населяет даже полупустыни центральной Австралии, обитая в деревьях эвкалипта вдоль рек и ручьев. Они живут в городах, парках и пригородных садах, часто попадаются на крышах зданий.

Щетинохвостые поссумы питаются молодыми побегами, цветами, плодами и семенами, растительный рацион часто дополняется насекомыми. T. vulpecula питается птенцами птиц. По наблюдениям Harvie (1973), 30 % рациона T. vulpecula в Новой Зеландии составляет трава и клевер.

Поссумы - территориальные животные, каждое занимает 0,67 га (окрестности Канберры); 2,2-2,7 га (сухая лесистая местность и склерофиловый лес юго-восточной Австралии); 0,72 га (сады в Австралии); 0,16 га (Северный остров Новой Зеландии). У самцов владения на 1/5 больше, чем у самок. В юго-восточной Австралии на одного животного приходится 3,3 га.

Сведений о поведении поссумов мало. По сведениям Collins (1973), известно, что два самца в условиях содержания не могут жить вместе, но один самец и несколько самок могут сосуществовать. Вид T. vulpecula ведет уединенный образ жизни. Все поссумы крайне агрессивны и драчливы.

Самки размножаются круглый год, для T. vulpecula в Австралии замечены два пика размножения - весна и осень. В некоторых областях самки производят потомство и весной, и осенью, но обычно большинство самок рождает детенышей в течение осени, и меньшее число - весной (89.6 % от рождений осенью, 9.1% март-июнь). Беременность составляет в среднем приблизительно 17,5 дней. Обычно рождается единственный детеныш, иногда - двойня, редко - тройни. Развитие идет быстро: детеныш покидает сумку в 4-5 месяцев, его отнимают от груди к 6-7 месяцам, и он начинает самостоятельную жизнь в 8-18 месяцев. Самки достигают половой зрелости и начинают размножаться в 9-12 месяцев, у T. caninus детеныш выходит из сумки уже в 6-7 месяцев, отнимание от груди происходит в 8-11 месяцев, отделение от матери происходит в 18-36 месяцев, и самки становятся половозрелыми уже в возрасте 24-36 месяцев. Самцы T. vulpecula половозрелы к концу их второго года жизни.

У T. Vulpecula смертность высока среди молодых, и только 25 процентов достигают возраста 1-летних. Взрослая смертность составляет 20 процентов, продолжительность жизни - 6-7 лет. В дикой природе вид T. vulpecula достигает 13 лет и T. caninus - 17 лет. Оба вида способны жить около людей.

В некоторых районах щетинохвостые поссумы считаются главным вредителем. В Австралии они повреждают цветы, деревья, здания, также и неблагоприятно влияют на эвкалиптовые леса и  сосновые плантации.