Род ·Уакари, ·какайо, короткохвостые ·саки, ·какажао, черные ·пауки - Cacajao | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Род ·Уакари, ·какайо, короткохвостые ·саки, ·какажао, черные ·пауки - Cacajao

Род Черные пауки, или уакари - Cacajao

Известны два подвида:

Cacajao melanocephalus, обитающий на юге Венесуэлы, юго-востоке Колумбии, северо-западе Бразилии;
Cacajao calvus, встречающийся на севере Амазонии, в Западной Бразилии, Восточном Перу, возможно в Южной Колумбии.

Длина тела черных пауков вместе с головой составляет 510-70 мм. Хвост имеет в длину не более трети от длины тела и чаще намного короче (150-160 мм). Это единственные короткохвостые обезьяны в Америке. Лицо, щеки и макушка головы почти обнаженные, на них растут редкие шелковистые волоски. Район верхней и нижней челюстей, а также горло умеренно волосаты, иногда слегка опушены, образуется подобие бороды. Четко прослеживаются три типа окраса: у подвида C. calvus calvus окрас шерсти почти белый, лицо красное; C. calvus rubicundus имеет светло-рыжий окрас в гамме от коричневого до каштанового, кисти, ступни и уши коричневые, а лицо и лоб ярко-красные; C. Melanocephalus окрашен в орехово-коричневый цвет, а лицо, плечи, верхние конечности с кистями, ступни и низ хвоста черные. Обезьяны этого рода имеют крупные уши, похожие на человеческие.

Уакари встречаются реже других американских приматов, потому что они избирают местообитания определенного типа и селятся малых рек, протекающих по лесу, избегая крупных рек. Они живут на вершинах больших деревьев и редко опускаются на землю, по крайней мере в дождливый сезон, когда нижний ярус леса затоплен. Они активны в дневное время и передвигаются на четырех конечностях, но не прыгают. По характеру они спокойней других видов обезьян. Питаются фруктами, а также листьями, насекомыми и мелкими животными.
В Бразилии исследователи Mittermeier и Coimbra-Filho наблюдали группы, состоящие из 10-30 особей, нередки были и сообщества из 30-50 животных. Часто встречались обезьяньи ассоциации, объединявшие не менее 100 животных. По сообщению Fontaine и Du Mond, колония уакари C. calvus rubicundus, содержавшихся во Флориде установили иерархию после шумной возни, в результате которой ни одно из животных не пострадало.

Сезон размножения у обезьян, содержавшихся в неволе в зоопарках Северного полушария, приурочен к маю-октябрю. Самки из флоридской колонии становились половозрелыми в возрасте 3 лет, одна производила здоровое потомство вплоть до 11-летнего возраста. Самцы вступают в размножение, лишь достигнув 6 лет. Самки производят одного детеныша с интервалом в два года. О продолжительности жизни уакари известны следующие факты. Одна самка поступила в обезьянью колонию в возрасте 12 лет и прожила в зоопарке еще 11 лет. По сообщению Jones, обезьяна вида C. calvus calvus прожила свыше 20 лет и 6 месяцев.

Оба подвида черного паука Cacajao включены в число животных, которым угрожает опасность по спискам USDI, IUCN, а также с Приложение 1 CITES. C. melanocephalus встречается часто в районах Бразилии, однако его численность нестабильна, поскольку в регионе расширяются человеческие поселения. Подвид C. calvus rubicundus считается редким в Перу, где численность уакари сокращается в результате охоты и модой на домашних животных. Подвид C. calvus calvus встречается на маленькой территории, ограниченной реками на северо-западе Бразилии.

По материалам сайта http://www.press.jhu.edu/books/.