Авдотка | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Авдотка

Авдотка – Burhinus oedicnemus - птица, размером примерно с голубя, длиной 40-44 см, масса 400-500 г, размах крыльев 77-85 см. Окраска типична – песчаный с пестринами верх, белый низ, на сложенном крыле выделяются узкие черная и белая продольные полосы. Голос – характерный заунывный протяжный свист «буррхии», отсюда и родовая латынь. Во время тока быстро чередуются свистовые сигналы разной продолжительности.

Авдотки прилетают на места гнездования в апреле, предпочитают глинистые участки с бедной растительностью, такыры, солонцы. В Европе гнездятся на полях, пастбищах. Для авдотки необходима глинистая или песчаная сухая поверхность почвы, пригодная для бега, и близость воды в пределах 20 км.
Авдотка имеет один выводок в сезон, иногда два. В случае потери птенцов возможна повторная кладка.

В кладке 1-3 яйца. Авдотка откладывает яйца с интервалом в двое суток, насиживание начинается, как у большинства куликов, с последнего яйца и продолжается 25-27 дней. Фон скорплупы глинистый, густо опятнен бурыми и черными пятнами, завитками, линиями. Самка насиживает немного больше самца. Первое время родители кормят птенцов из клюва, затем те питаются самостоятельно. Подъем птенцов на крыло происходит в возрасте около 6 недель  Размножается авдотка на первом году жизни, но более вероятно – не раньше, чем на 3 года. Максимальный возраст 15 лет 9 месяцев. Питается авдотка животной пищей. В ее рационе преобладают крупные насекомые, ящерицы, изредка она убивает мелких грызунов.
Распространена адвотка главным образом в аридных районах Евразии, а также на севере Африки и в тропической Азии на юг до Цейлона и Индокитая. В Европе доходит по вересковым пустошам и дюнам до средней Англии, стран Балтии, но ареал авдотки здесь мозаичен. В России населяет степи, полупустыни и пустыни от долины среднего течения Дона, Волги до юга Оренбургской области, где встречается регулярно, встречается на Куршской косе, а также к югу от лесной зоны в европейской части и Приуралье, возможно, еще гнездится на Алтае и в Туве, бывают залеты на юг, вплоть до Экваториальной Африки.
В Европе вид довольно обычен, популяция составляет 160 000 пар. В России – редкая осторожная птица, численность падает, ареал сокращается в результате антропогенной трансформации пустынь и полупустынь. В стране ежегодно гнездится едва ли больше 10 000 пар, вид включен в Красную книгу России.

Источник: Е.А. Коблик "Разнообразие птиц", часть 2, МГУ, 2001