Пигалица шпорокрылая | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Пигалица шпорокрылая

Пигалица шпорокрылая - Vanellus miles novaehollandiae - крупный чибис, коренной житель Австрелии, преимущественно ее северных и восточных районов, где является обычным видом. Пигалица проводит много времени на земли в поисках корма, часто издает характерные крики, по которым ее можно опознать. Будучи спокойной и вполне безобидной птицей, шпорокрылая пигалица становится назойливой в гнездовой период. Она имеет обыкновение устраивать гнезда на открытых местах, в том числе в аэропортах, городских парках и садах, на школьных площадках, даже на парковках возле магазинов. Это начинается сразу после зимнего солнцестояния. Гнездящиеся пары охраняют гнездовую территорию против нарушителей, в том числе от машин, самолетов и футболистов, птицы громко кричат, на лету атакуют захватчиков, неожиданно снижаясь и ударяя желтой шпорой, которая хорошо заметна на кистевом сочленении крыла. От этих атак страдают городские животные - вороны, собаки и кошки. Через 2-3 месяца, когда птенцы вырастают и достигают 60% величины взрослого, агрессивность родителей снижается. В таких атаках шпорокрылая пигалица ранит крылья, но если ее лечить, то крыло заживает через 6-8 месяцев. Часть пигалиц и вовсе не размножается, потому что их беспокоят в привычных местообитаниях.

Часто эти птицы встречаются парами - самец и самка, иногда группами, последнее характерно во время кормления вдоль прибрежной линии. Птенцы набирают вес взрослой птицы в возрасте 6 месяцев, однако не покидают родителей еще 1-2 года.

Шпорокрылая пигалица предпочитает влажные местообитания, однако ее адаптационные возможности высоки, и она гнездится также и в сухих местах. В Тасмании они встречаются прямо на пляжах. Плавать пигалицы умеют.

Выделяют две расы в пределах вида.
Масковый чибис из Северной Австралии и Новой Гвинеи (Vanellus miles miles) имеет чисто белую шею и большие желтые сережки. Шпорокрылая пигалица из южных и восточных штатов Австралии (Vanellus miles novaehollandiae) имеет на шее черную полосу, сережки у нее также желтые, но значительно меньше по размеру.

Vanellus miles novaehollandiae самостоятельно колонизировал Южный остров Новой Зеландии в 1930-х годах и теперь встречается по всей Новой Зеландии. Однако здесь распространение пигалицы сдерживает наличие хищных птиц (соколов). Встречаются пигалицы и на острове Тасмания.

Основной рацион пигалиц составляют насекомые, дождевые черви и мелкие беспозвоночные, иногда - семена. Их видовой крик - громкая трель, напоминающая трещотку, часто слышен по ночам.