Кречётка, или степная пигалица | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Кречётка, или степная пигалица

Кречётка, или степная пигалица – Vanellus gregaria - немного меньше и стройнее чибиса, но с более длинными ногами. Фон окраски песочный, на брюхе он постепенно переходит к черному, а затем к каштановому. Надхвостье и подхвостье белые, на хвосте сверху черное пятно. Крылья кречетки не столь широки, как у чибиса, контрастные песочно-черно-белые. Хохла нет, но на голове красивый рисунок – черная шапочка (у самки с пестринами), широкие белые брови, сходящиеся на лбу и затылке, черные полосы через глаз. Клюв, радужина, ноги – черные. В осеннем наряде черный и каштановый цвета на брюхе исчезают, молодые птицы имеют узкие светлые каемки перьев. Голос – скрипящие звуки «крек», «кре-кре-кре», отсюда и название.
Кречетка гнездится в степной зоне Евразии от Поволжья до Алтая, она является гнездовым эндемиком бывшего СССР, зимует на северо-востоке Африки, Ближнем Востоке, западе Индии.

Кречетка предпочитает сухие степи со скудной растительностью, нередко гнездится рассеянными колониями, иногда рядом с чибисами, тиркушками, пары формируются в апреле, на пролете, токование не выражено. Особенности гнездовой биологии – как у чибиса. Кречетки питаются главным образом крупными степными насекомыми, которых собирают на земле и растениях. Отлет – в августе-сентябре.

Некогда кречетки были обычны и распространены более широко, на западе ареал вида достигал Украины и Причерноморья. В результате распашки целины, выпаса скота численность в ХХ веке резко упала, в настоящее время продолжает катастрофически сокращаться по неясным причинам, хотя многие пригодные для ее гнездования земли сейчас исключены из сельскохозяйственного оборота. Возможно, что-то происходит на зимовках. Сохранилось не более 10 000 птиц, ареал распался на отдельные непостоянные очаги гнездования в Приуралье, Западной Сибири, Северном Казахстане.

Вид внесен в Красные книги МСОП. России и Казахстана.

В отечественной литературе кречетку обычно выделяют в род Chettusia.

Источник: Е.А. Коблик "Разнообразие птиц", часть 2, МГУ, 2001