Кайра толстоклювая | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Кайра толстоклювая

Кайра толстоклювая - Uria lomvia - размерами примерно с крякву. Весной голова и верх тела темно-бурые (издали - черные). По заднему краю второстепенных маховых белая полоска, низ тела атласно-белый. У летящей птицы характерное толстое туловище, узкие короткие крылья, голова "втянута в плечи", и поэтому кайра легко отличается от уток и гагар.
Клюв темный, остроконечный, с беловатым валиком в основной части надклювья. Ноги желтовато-бурые. В размерах и окраске есть сходство с тонкоклювой кайрой (см. описание ниже).
В осеннем пере окраска сходна с весенней, но шея спереди и низ головы белые. Молодые похожи на осенних взрослых, немного светлее, есть белые пестрины на шее, белое на щеках заходит выше. Вес 730-1210 г, длина 39-43, крыло 19,2-24,0, размах 65-70 см.

В негнездовое время молчаливы. На колониях основные звуки - грубое низкое "арра", "аррр", "уррр", "гррр" и т.п.

Распространение кругополярное - арктические побережья и острова, в том числе - колонии на скалистых западных берегах обоих островов Новой Земли, о. Вайгач. Места зимовок и негнездовых скоплений находятся западнее и северо-западнее. У берегов Большеземельской тундры кайры появляются во время кочевок, известны единичные встречи в водах Карского моря, в том числе у берегов Западной Сибири.
В районе гнездовых колоний появляются задолго до гнездования, держатся стаями на открытых участках моря. Начало гнездования на Новой Земле приходится, в зависимости от широты и конкретных условий сезона, на начало июня - начало июля. Гнездятся колониями на обрывистых скалистых морских берегах, реже - на относительно ровной горизонтальной или слабо наклонной, но непременно скальной поверхности.
Гнезда как такового нет, единственное яйцо кладут прямо на скалу. Яйцо резко грушевидной формы, окраска очень изменчива - как по цвету фона, так и по характеру рисунка. Наиболее обычны зеленоватые, зеленые или голубоватые, рисунок черный или бурый, обычно в виде извилистых линий и пятен. Размеры яиц 70-96 х 46-59 мм. Колонии часто очень плотные, птицы сидят вплотную друг к другу. В случае гибели яйца самка может отложить повторное даже несколько раз. Насиживают самка и самец поочередно 32-35 дней. Птенец одет в густой пух, бурый сверху и беловатый или белый снизу, одни птенцы более светлые, другие - более темные. Родители носят птенцам корм (рыбу) в клюве. В возрасте 16-20 суток птенцы одевают промежуточный перьевой наряд (мезоптиль), а еще через несколько дней покидают гнездовой карниз и круто планируют на воду. Нередко они не дотягивают до моря и с многометровой высоты падают на камни, но воздушные мешки смягчают удар, и птенцы добираются до воды пешком. Далее следует период кочевок вплавь, родители продолжают кормить птенцов.
Питаются преимущественно рыбой, меньше - морскими беспозвоночными. От колоний летают за кормом обычно недалеко, но бывают и очень дальние вылеты - за десятки и даже сотни км. Как правило, многолетние колонии существуют в местах, где море богато рыбой.
С востока Баренцева моря кайры с птенцами двигаются на запад и северо-запад, а затем - к местам зимовки на севере Атлантики или в незамерзающие воды Баренцева и Норвежского морей. На полярных полыньях у Новой Земли кайр встречали глубокой зимой.

Гнездиться начинают в возрасте 3-9, чаще - 6 лет. Как правило, пары в прежнем составе гнездятся на своих прошлогодних колониях. Наибольший известный возраст - 23 года.

с сайта ecoinf.uran.ru