Кайра тонкоклювая | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Кайра тонкоклювая

Тонкоклювая кайра

Тонкоклювая кайра - Uria aagle Pontoppidan. Длина 38-43 см, масса до 1,4 кг, размах крыльев до 70 см. Верх от шоколадного и черно-бурого до светло-кофейного, низ белый. В полете втягивает голову, отчего кажется, что шея укорочена, а крылья смещены вперед.

Гнездится в Атлантике и приатлантическом секторе Арктики от Новой Земли до Испании, на Тихом океане - от Аляски и Чукотки до Японии и Северной Калифорнии. Зимует в свободных ото льда акваториях в пределах гнездового ареала и немного южнее. На севере ареала повсюду обитает совместно с близким видом - толстоклювой кайрой (U. lomvia), отличающейся лищь деталями окраски и пропорций. На большей части Арктики толстоклювая кайра замещает тонкоклювую, известны и гибриды этих видов.

Кайры - типичные, хорошо заметные обитатели "классических" птичьих базаров. Появляются в районе базаров задолго до гнездования, откладка яиц начинается в умеренной зоне в мае, в Арктике - в июне или июле. Пары, как правило, постоянны, спаривание происходит на суше. Яйцо самка откладывает прямо на голый камень карниза или уступа, но оно довольно устойчиво благодаря грушевидной форме - при толчке вращается вокруг заостренного конца. Птицы насиживают кладку поочередно, держа яйцо на лапах или между лапами. Кайры начинают гнездится в возрасте 3-9 лет, обычно в 6 лет. Наибольший известный возраст - 23 года.

По материалам учебного издания "Разнообразие птиц", часть II, Е.А. Коблик.
Смешанное гнездование тонкоклювой и толстоклювой кайры.