Семейство ·Чайковые - Laridae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство ·Чайковые - Laridae

Семейство Чайковые - Laridae

Семейство Чайковые - Laridae - в расширенном понимании включает и крачковых, водорезовых, поморниковых. По данным молекулярной систематики к этому семейству должны относиться и чистиковые. В узком понимании чайки - водоплавающие птицы характерного облика, освоившие как внтренние воды, так и морские акватории. Чаек можно спутать только с некоторыми буревестниковыми. что обсусловлено сходставом адаптаций к общей среде обитания. В полете, в отличие от буревестников, крыло выглядит более широким и изогнутым, не характерен паряще-скользящий полет низко над водой, без взмахов крыльями. На воде посадка высокая с приподнятой задней частью и хвостом.

Размеры чаек от сравнителньо мелких до крупных: масса малой чайки - 100 г, морской чайки - свыше 2 кг. Клюв средней величины, сжат с боков. В отличие от крачек он не конический, а слегка изогнут к вершине, но не имеет острого крючка, как у поморников. Ноздри сквозные. Солевыводящие железы и обонятельные капсулы развиты слабее, чем у трубконосых. Хотя зоба нет, пищевод очень растяжим, хорошо развита и стрептогнатия, позволяющая глотать целиком крупные объекты. Гортань с хорошо развитыми голосовыми мышцами. Вокализация чаек очень разнообразна - от тихого щебета до громких плачущих, воющих, каркающих криков, неприятного скрипа и треска. Ноги обычно длиннее и сильнее, чем у представителей других семейств подотряда. но также широко расставлены, что делает походку неуклюжей. Плавательная перепонка, соединяющая три передних пальца, развита лучше, чем у остальных чайковых. Чайки ходяи и плавают лучше крачек, поморников и водорезов, некоторые умеют нырять.

Оперение чаек плотное, покрыто водонепроницаемой смазкой. выделяемой хорошо развитой копчиковой железой. Контурные перья несут развитый побочный ствол. Крылья менее длинные и более широкие, чем у поморников, крачек, водорезов, крупные виды могут долго парить, в основном же полет машущий, легкий.

В окраске взрослых птиц преобладает белый и светло-серый цвета, обычно мантия и верх крыльев контрастируют с низом тела. Лишь семь видов имеют темную, сероватую окраску низа.  Для всех чаек характерна смена нескольких сезонно-возрастных нарядов: пуховой, гнездовой, первый зимний, первый летний, второй зимний и второй летний (промежуточные) наряды, после чего птицы надевают окончательный или брачный наряд. У крупных птиц есть зимний и летний наряды.

Объект питания, приемы кормодобывания очень разнообразны - от насекомых, водных и наземных беспозвоночных до рыбы, некрупных наземных позвоночных. В рационе присутствуют и растительные корма - обычно семена и ягоды.

Чайки - моногамные птицы, обычно с длительно сохраняющимися парами. В начале брачного периода характерно ритуальное кормление самки самцом. Большинство видов более или мене колониальны. Гнезда располагаются на земле, представляют собой груды растительной ветоши или камешков. Полная кладка большинства видо состоит из 2-3 крупных яиц почти грушевидной формы. Фон скорлупы от белого до темно-бурого. Инкубация начинается с первого яйца и длится 3-4 недели, в насиживании и выкармливании принимают участие оба партнера, однако самец больше времени уделяет охране гнезда несколько в стороне от него. Вылупление птенцов происходит одновременно, несмотря на разные сроки насиживания. Родители сразу уносят скорлупки.

Молодые поднимаются на крыло в возрасте 4-5 недель, выкармливание их родителями продолжается еще некоторое время. Половозрелость у мелких видов наступает на 2-3 год, у крупных - иногда начиная с 5 лет.

К настоящему времени чайки заселили практически весь земной шар. несмотря на общий эволюционный успех группы, 7 видов чаек относятся к глобально редким и требуют охраны.

Выделяют 7-8 родов чаек с 50 видами. В России гнездится 22 вида из 5 родов, отмечены залеты еще 5 видов.

Источник: Е.А. Коблик "Разнообразие птиц", часть 2, Москва, Издательство МГУ, 2001.

Род ·Ласточкохвостые ·чайки - Creagrus