Крушинница, или лимонница, или лимонница обыкновенная | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Крушинница, или лимонница, или лимонница обыкновенная

Крушинница, или лимонница, или лимонница обыкновенная - Gonepteryx rhamni. Биноминальное название происходит от лат. Rhamnus — крушина слабительная, одно из кормовых растений гусеницы.

Длина переднего крыла 26—31 мм. На юге ареала до 33 мм (форма Gonepteryx rhamni f. meridionalis). Размах крыльев до 52—60 мм. Окраска самцов ярко-жёлтая, самок — зеленовато-белая; посредине каждого крыла имеется красно-оранжевая точка. Каждое крыло имеет по острому углу. Брюшко и грудь тёмные, чёрно-серые, густо опушены длинными белыми волосками.

Один из самых широкораспространённых видов семейства. Европа, Северная Африка,Кавказ с Закавказьем, Малая Азия, Казахстан, Средняя Азия, Западная и Южная Сибирь на восток до Прибайкалья, Монголия. Встречается по всей территории Восточной Европы, доходя на севере до полярного круга. Отсутствует в зоне пустынь, а также в степном Предкавказье, на крайнем севере от Англии до Скандинавии, а также на острове Крит.

Встречается в редкостойных лесах, в том числе и хвойных, на лесных просеках, заливных лугах, в парках и садах. Встречается редко. В горах поднимается на высоту до 2000 метров над уровнем моря.

Март — 3 декада, апрель, май, июль, август, сентябрь, октябрь — 1 декада.

Развивается в одном поколении. Бабочки выходят из куколок в конце июня и летают до второй декады октября. Жизненный цикл отличается от других бабочек — она летает чрезвычайно долго и считается своеобразным долгожителем. Лёт начинается в конце апреля — начале мая, бабочки летают до осени и следующей весной. Чтобы энергетически выдержать такой длительный жизненный срок бабочки впадают в многочисленные диапаузы. Летая несколько дней, впадают на несколько недель в диапаузу, а затем при благоприятных условиях вновь становятся активными на несколько дней, в течение которых активно питаются. Зимуют оба пола, и их лёт продолжается весной с наступлением оттепелей до начала июня.

Спаривание происходит весной и сопровождается брачными полётами самок и самцов. Самка летит впереди, а самец следует за ней, сохраняя постоянную дистанцию.

Самка откладывает яйца, обволакивая их клеящей массой, по 1—2, реже 4—5 на почки и молодые стебли крушины.

Гусеницы вылупляются в июне. Окраска матово-жёлтая, более светлая по бокам, с матовой белосоватой полоской над ногами[5]. Молодые гусеницы склетируют листья, старших возрастов обгрызают их, начиная с вершины по сторонам от срединной жилки. Стадия гусеницы около 4 недель. Продолжительность стадии зависит от метеорологических условий — при пасмурной, холодной и сырой погоде развитие замедляется, при сухой и солнечной — наоборот ускоряется. Кормовые растения — Крушина (Frangula sp.), крушина ломкая (Frangula alnus) , крушина слабительная (Rhamnus cathartica).

Окукливание происходит в июле на кормовых растениях.