Голубянка икар | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Голубянка икар

Голубянка икар - Polyommatus icarus - длина переднего крыла имаго —составляет 13-17 мм.

В зависимости от широты, развивается в двух-трех поколениях. На крайнем юге, например, в степной зоне Украины и на южном берегу Крыма возможно развитие четвёртого. На юге Восточной Европы имаго встречаются практически непрерывно с начала апреля по октябрь. Самки откладывают на верхнюю сторону листьев различных травянистых растений по 1 яйцу, иногда у черешков молодых листьев, у вершины стебля или во влагалище листьев. Самки часто откладывают яйца на растения близ муравейников. Молодые гусеницы перемещаются на нижнюю сторону листа, объедают листья с краев, затем уничтожают листовые пластинки полностью, контактируют с муравьями Lasius flavus, L. alienus, L. niger, Formica subrufa, F. cinerea, Plagiolepis pygmaea, Myrmica lobicornis, M. sabuleti. Зимует гусеница последней генерации, реже куколка. Зимует на стебле, у основания растения или в подстилке. Окукливается в растительном опаде или в верхнем слое почвы, окружая себя рыхлой сетью из шелковины. Часто муравьи заносят куколки в различные трещины или другие укрытия в земле.

Кормовые растения: Anthyllis vulneraria — язвенник обыкновенный, Anthyllis sp. — язвенник, Astragalus sp. — астрагал, Coronilla varia — вязель разноцветный, Fragaria vesca — земляника лесная, Fragaria sp. — земляника, Genista sp. — дрок, Lotus corniculatus — лядвенец рогатый, Lotus sp. — лядвенец, Medicago sp. — люцерна, Melilotus sp. — донник, Onobrychis sp. — эспарцет, Ononis sp. — стальник, Sarothamnus scoparius — жарновец метельчатый, Trifolium pratense — клевер луговой, Trifolium sp. — клевер, Vicia cracca — горошек мышиный, Vicia sp. — горошек, вика.

Время лёта - апрель — 2-3 декады, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь — 1 декада.

Эврибионт. Луга различных типов, поляны, просеки, опушки, полосы отчуждения железных и шоссейных дорог, пустыри, сады, парки, урбанизированные территории и т. д. На юге является массовым видом на люцерновых полях. На Кольском полуострове наблюдается на луговых сообществах у населенных пунктов.

Родина этих бабочек - внетропическая Евразия. Отсутствует на Японских островах. Встречается по всей территории Америки. Самый обычный и массовый вид семейства. В северо-западной Африке замещается на морфологически близкий, но значительно отличающийся по молекулярно-генетическим маркерам вид Polyommatus celina (Austaut, 1879).