Род ·Оляпки - Cinclus | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Род ·Оляпки - Cinclus

Род Оляпки

Род Оляпки - Cinclus - темно-бурые птицы размером со скворца с очень густым, несмачивающимся оперением. Хорошо плавают. Питаются водными насекомыми и рачками, которых собирают среди камней на отмелях или ныряя под воду и бегая по дну быстротекущих ручьев и речек. Под водой раскрывают крылья так, что сила потока прижимает птицу ко дну, а сложив их — пробкой всплывают. Нырять в стоячей или медленно-текущей воде не могут.

Гнездятся по берегам быстрых прозрачных рек, нередко под водопадами. Зимуют на незамерзающих участках рек.
У многих коренных жителей Севера принято вешать над колыбелью ребенка крылышко оляпки, чтобы он, когда вырастет, тоже не боялся холода и воды.

В России 2 вида: обыкновенная оляпка, бурая оляпка. эти мелкие певчие птицы освоили профессию водолаза. Они осмелились бросить вызов стихии горных потоков, что с огромной скоростью низвергаются по скальным теснинам, в бешенстве терзают камни на перекатах, дробятся на бесчисленные русла на плоских серых галечниках. В этом яростном мире среди неумолкающего шума воды оляпки сосредоточенно и методично добывают пропитание, выхватывая рачков-бокоплавов, водных насекомых и их личинок из тонкого слоя воды, бегущей над прибрежным песком или над камнями. Они могут кормиться и на плаву. Плавают прекрасно, причем как на поверхности, так и в толще воды, активно используя и лапы, и крылья. Нравом эти птицы отличаются неуживчивым и близкого соседства избегают. Бурые оляпки селятся в самых верховьях, а обыкновенные, как правило, — ниже по течению.

Обыкновенная и бурая оляпки строят гнезда в закрытых убежищах, чаще всего в небольших расселинах или в нишах у самой воды. Вход в гнездо нередко скрыт небольшим водопадом, и, чтобы попасть домой, птицы каждый раз пролетают сквозь водяной занавес.

Гнездо оляпки представляет собой довольно массивную шаровидную камеру с боковым входом, сложенную из сырого мха. Строит ее в основном самец. Внутри готовой камеры самка свивает чашеобразный лоток из стеблей и листьев злаков. Строительство продолжается иногда почти месяц, но при необходимости гнездо бывает готово и за неделю.

Охраняемая территория бурых оляпок охватывает участок, распространяющийся от гнезда примерно на расстояние 100 м по течению реки вверх и столько же вниз. Отсюда изгоняются все бурые и, как правило, все обыкновенные оляпки. За кормом для птенцов родителям иногда приходится летать за несколько сотен метров -через охраняемые участки других пар.