Предисловие | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вопрос о ловле и содержании птиц в клетке приобретает для советской орнитологии все большее и большее значение.

Наблюдения за птицами в неволе -- такая же необходимая и неотъемлемая часть прикладной орнитологии, как и другие ее разделы.

Изучение экологических особенностей животных в лабораторной обстановке дополняет и позволяет анализировать материалы, полученные в естественных условиях. Это практически осуществляется по отношению к грызунам. Советские зоологи, применяя этот метод, обогатили нашу науку рядом таких данных, получить которые вне лаборатории было бы невозможно.

Вопросы поведения птиц, связанные с их высшей нервной деятельностью, развитие у них инстинктов и рефлексов могут быть изучены только в условиях лабораторного эксперимента, позволяющего изменять условия существования организмов и модифицировать факторы среды, воздействующие на их жизнедеятельность.

Ряд моментов, относящихся и к общебиологическим проблемам, связанным с жизнью птиц: пробуждение миграционных инстинктов, процессы смены оперения, возникновение и нарастание инстинктов воспроизведения — могут быть выявлены с документальной точностью только в лабораториях.

Применение в целях познания птиц только двух методов — наблюдений за ними в природе и изучения птичьих тушек и чучел в кабинетах и музеях — необходимо дополнить планомерными исследованиями жизни птиц (живых, а не мертвых) в экспериментальной, лабораторной) обстановке. Этого требует жизнь, этого требует советская биологическая наука.

Этим вопросам и посвящается наша книга.

Основой «Певчих птиц» послужили материалы, полученные автором за почти .полувековой опыт ловли и содержания певчих птиц в клетках. Эти материалы дополнены оригинальными наблюдениями над птицами в природе и литературными данными.

Ряд сведений, отсутствующих в литературе, получен нами от любителей птиц и птицеловов — всем им мы выражаем признательность. За последние годы наблюдения за птицами в неволе и в естественных условиях проводились мною совместно с моим сыном Р. Л. Бёме.

Распространение певчих птиц в СССР, описание их внешних признаков и их размеры даются нами по капитальной работе С. А. Бутурлина и Г. П. Дементьева «Полный определитель птиц СССР» (КОИЗ, 1937). Книга «Певчие птицы» посвящается автором его близким — Р. А. и Р. Л. Бёме, разделявшим с ним любовь к птицам и заботы о них.