Пустельга маврикийская | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Пустельга маврикийская

Маврикийская пустельга - Falco punctatus - похожа на обыкновенную пустельгу, но намного мельче ее, с меньшим количеством пестрин на спине и поперечных полос на хвосте, а также с более темной, коричневатой окраской верха. Самцы и самки имеют одинаковую, "самочью" окраску, самки немного крупнее самцов.

Еще 10 лет назад маврикийская пустельга чуть было не вымерла - оставалось всего 6-8 взрослых птиц, хотя еще в начале века этот сокол был обычен во многих местах острова. Численность этого вида сокращалась по мере освоения острова, отстрела птиц, уничтожения девственных вечнозеленых лесов (к 70-м годам осталось лишь 1% прежних лесов), а также интродукции яванских макак, расплодившихся на острове и уничтожавших гнезда и птенцов аборигенных видов птиц.

Гнездится маврикийская пустельга в дуплах деревьев и в нишах на скалах. Период размножения приходится на сентябрь-ноябрь, в кладке 2-3 яйца. Питаются птицы и вскармливают своих птенцов ящерицами, мелкими пернатыми и насекомыми. В настоящее время распространение этого вида ограничено участком леса площадью 30 км2 в юго-западной части острова. В 1963 г. на острове обитали 63 пустельги, но уже в 1974 г. - всего 6 взрослых птиц, к тому же в 1972 и 1973 гг. слетков не было - гнезда, видимо, были разорены макаками; в 1974 г. одна пара пустельг вырастила трех птенцов. Для спасения этого вида были предприняты срочные меры: пару маврикийских пустельг отловили с целью разведения их в неволе, но за период 1974-1977 гг. слетков от нее получить не удалось. Лишь в конце 1978 г. впервые из яйца, отложенного в вольере, была выращена молодая самка пустельги. Опыты по размножению этих птиц продолжаются в специальном питомнике, созданном ВФОП на о. Маврикий, в котором в 1983 г. было уже 10 птиц, выращенных из яиц. Но и на воле 2-3 пары за период 1975-1983 гг. выкормили молодых, и общая численность маврикийских пустельг в 1984 г. достигла 40-50 особей.

В настоящее время наибольшая часть местообитаний этих птиц объявлена резерватом; намечено создать национальный парк площадью около 70 км2, в который войдет весь последний участок девственного леса. Этот вид включен в Приложение 1 СИТЕС, добыча его полностью запрещена.