Большеног Лаперуза, или микронезийский большеног | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Большеног Лаперуза, или микронезийский большеног

Большеног Лаперуза

Большеног Лаперуза - Megapodius laperouse - охранился только на Марианских о-вах и на о-вах Палау (в западной группе Каролинских). Номинативный подвид этого большенога (М. 1. laperouse) в прошлом был обычен на большинстве Марианских о-вов, однако в результате сбора яиц, охоты и изменения местообитаний на многих из них большеног Лаперуза исчез в конце XIX—первой половине XX века; сейчас он сохранился преимущественно на маленьких необитаемых островках. В 1978 г. с десяток этих птиц обнаружены на о. Сайпан, где их ранее также считали исчезнувшими.

Величиной с мелкую курицу, большеног Лаперуза имеет темно-бурую окраску, лишь оголенные участки кожи на лицевой стороне и на горле красные, а темно-серый верх головы имеет такого же цвета хохол. Как и другие сорные курицы, большеноги Лаперуза не насиживают кладку, а используют для инкубации яиц природное тепло. Они сооружают из земли, песка и остатков растительности кучи, в которые самки откладывают 5 — 8 крупных яиц. На о-вах Палау обитает другой подвид большенога Лаперуза (М. 1. senex), отличающийся от марианского более светлой окраской хохла и верха головы. Эти птицы зарывают яйца в почву, прогреваемую вулканическим теплом или солнцем. Данных о численности большеногов Лаперуза нет, но полагают, что на о-вах Палау сохранились менее сотни птиц и несколько — на Марианских о-вах.