Фазан гималайский | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Фазан гималайский

Фазан гималайский - Catreus wallichii. Размеры взрослой особи самцы 90—118 см, самки 61—76 см.
Величиной и обликом этот фазан напоминает обыкновенного, но имеет многочисленные темные поперечные пестрины на беловатом фоне, только поясница, подхвостье и низ живота рыжеватые; голая кожа вокруг глаз красная, а на голове пучок тонких перьев образует хохол. Самка несколько мельче самца и с более коричневым низом. Живут эти птицы в дубовых и смешанных лесах, зарослях кустарников и высокой травы на склонах холмов и гор на высоте 1200-3500 м над ур. м. Гнездятся они, как и другие виды фазанов, на земле с конца апреля до начала июня. В полной кладке 9-14 яиц, насиживание продолжается около 26 дней, с выводком ходят оба родителя. Моногамия сохраняется у этих птиц и в зоопарках, и в питомниках, где сейчас содержатся более 800 гималайских хохлатых фазанов. В неволе фазанов этого вида содержат уже более 100 лет, и они неплохо размножаются, причем половозрелыми молодые птицы становятся уже на следующий год.

Многие азиатские фазаны находятся на грани вымирания из-за разрушения их местообитаний и преследований охотниками. Гималайский фазан не составляет исключения. В Гималаях от северо-западных районов Пакистана до центральных районов Непала он был  распространен довольно широко, хотя численность этих птиц никогда не была высокой. Из-за уничтожения мест обитания, охоты и других факторов вид стал исчезающим. В Пакистане последняя достоверная встреча этого фазана относится к 1977 г., серьезно сократилась численность птиц на севере Индии и в Непале, всего же в мире сейчас их насчитывается не более 5000.

Он исчез на большей части территории Пакистана, где в настоящее время осуществляется программа по его реинтродукции с использованием птиц, выращенных в неволе. Гималайский хохлатый фазан включен в Приложение 1 СИТЕС, внесен в списки охраняемых законом видов в Индии и Пакистане. В связи с исчезновением этого вида в природе были начаты работы по реинтродукции его в охраняемые места прежнего обитания. Так, в 1971 и 1973 гг. 24 пары хохлатых фазанов выпустили в Индии в лесной резерват близ г. Шимла (шт. Химачал-Прадеш). В Пакистане был построен вольер с инкубатором, в который из фазаньего питомника (из Великобритании) в 1978-1979 гг. было привезено 453 яйца, а в 1983 г. - около 300. Примерно из половины этих яиц удалось вырастить птенцов, часть которых были выпущены в природу.

В природе гималайские фазаны проявляют привязанность к остепненным склонам, покрытым густой травянистой растительностью с отдельными деревьями. Нередко этих птиц можно увидеть невдалеке от поселений человека. Взрослые в основном употребляют растительную пищу, но в питании птенцов в течение первых двух недель жизни преобладают насекомые. Гималайскому фазану присуще территориальное поведение, но площадь охраняемых территорий относительно невелика, так что на 1 квадратном километре могут уживаться до 6 гнездящихся пар. Кладку из 9-10 яиц самка высиживает на земле, часто под прикрытием массивного камня.

Ареал - Гималаи. Места обитания - остепненные травянистые горные склоны.