Аргус глазчатый | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Аргус глазчатый

Аргуса глазчатый - Rheinartia ocellata. Самцы этого вида имеют довольно невзрачную коричневатую окраску с белыми, желтоватыми и черными пятнами, но обладают невероятно длинным, до 170 см, хвостом и периодически раскрывают его широким веером, как павлины. От большого аргуса этот вид отличается удлиненным хохлом на голове и розоватым цветом кожи "лица".

Ареал глазчатого аргуса состоит из двух частей: на востоке Индокитая живет R. о. ocellata (с белой бровью), а на северо-востоке в лесах Малайзии - R. о. nigrescens (более темный и с охристого цвета бровью). Столь значительный разрыв ареала и морфологические различия у этой оседлой птицы свидетельствуют о реликтовости современного ее распространения и длительной изоляции. Поэтому Р. Говард и А. Мур считают индокитайского и малайского глазчатых аргусов отдельными видами.

Индокитайский глазчатый аргус встречался в нескольких местах во влажных тропических лесах с густым подлеском и зарослями кустарников центральной части Вьетнама и южных районов Лаоса от низменности до высоты 1500 м над ур. м. Леса в этих районах в значительной степени расчищены или вырублены, а эйдженд-оранджем в конце 60-х годов была уничтожена значительная часть местообитаний этого вида. За последние 60 лет, кроме находки в 1978 г. рулевого пера самца и остатков шкурки самки у местного охотника в лесах северной части плато Тайнгуен советским орнитологом Л. С. Степаняном и его вьетнамскими коллегами-орнитологами (экспедиция здесь работала в 1978-1980 гг.), никаких других достоверных сведений о встречах индокитайского глазчатого аргуса нет. Вымерли эти птицы и в питомниках, где с 1924 г. они регулярно размножались.

Места обитания малайского глазчатого аргуса также пострадали в последние десятилетия, но вид этот еще сохранился в некоторых лесах штатов Калантан и Паханг в Малайзии, в том числе в национальном парке Таман-Негара. На западе и юге п-ова Малакка глазчатый аргус не встречается, а сообщение Г. Дэвисона о находке этого фазана на о. Суматра явно ошибочно.