Монал гималайский | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Монал гималайский

Монал гималайский - Lophophorus impejanus. Его петух  является одной из самых красивых в мире птиц. Его преимущественно черное оперение отливает на шее золотом и пурпуром, на голове и спине, а также надхвостье синим и зеленым; хвост ярко-рыжий. Великолепие наряда этой птицы дополняет хохол из удли­ненных, расширенных на конце перьев на за­тылке. Самец гималайского монала отличается от самцов других видов моналов рыжим хвостом и довольно длинным зеленым с белыми кончиками перьев хохлом.

Моналы, или лофофоры - крупные, несколько больше улаpa, птицы, самцы которых имеют яркую блестящую раскраску, а самки тусклое, коричневатое с мелкими пестринами оперение. Из трех видов этого рода китайский монал находится под угрозой исчезновения, а остальные нуждаются в специальных мерах охраны. Все они включены в Приложение I СИТЕС.

Моналы обитают в горах южной части Центральной Азии, наибольший ареал имеет гималайский монал: он населяет хвойные и смешанные леса, заросли рододендрона и скалистые склоны Гималаев и южной части Тибета от Восточного Афганистана до Бутана на высоте 2600-5000 м над ур. м., хотя в Тибете обычно не встречается выше 4000 м. Зимой часть птиц спускается ниже, в пояс лесов. Распространен монал в Гималаях от Восточного Афганистана до Южного Тибета и Северо - Восточного Ассами, где населяет дубовые и сосновые леса, а также заросли из рододендрона на высоте 2000-3000м над уровнем моря.

Питается монал корневищами, листьями, семенами, ягодами и всевозможными насекомыми, осенью отыскивает корм под опавшей листвой или разрывает клювом землю в поисках корневищ или беспозвоночных. Зимой птицы поедают всходы злаков, отыскивают семена растений или земляные орехи.

Летом птиц чаще можно увидеть утром или вечером, когда они выходят кормиться из зарослей на более открытые склоны гор. Держатся они обычно группами, часто рядом с одним самцом кормятся 2-3 самки.

Гнездовой сезон в зависимости от района приходится на апрель - июнь. Гнездо в виде небольшой ямки со скудной выстилкой из сухой травы или листьев обычно располагается на склоне у куста, уступа скалы или в расщелине между камнями. В кладке от 3 до 6 яиц грязно-белого или рыжеватого цвета с коричневыми пестринами и пятнами. Самцов у гнезд в период насиживания и при выводке никто не видел.
В прошлом гималайский монал во многих районах был обычной птицей, но изменение местообитаний и охота существенно сократили численность этого вида. В августе 1977 г. в соответствующих местах в Пакистане на 10 км2 держались 4 особи, теперь плотность стала, несомненно, меньшей. В Индии гималайский монал более обычен (в шт. Химачал-Прадеш, вероятно, несколько тысяч птиц) и охраняется законом.