Гусь горный | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Гусь горный

Горный гусь - Eulabeia indica - эндемичная птица Центральной Азии, являющаяся характерным нагорно-азиатским видом, лишь местами выходящим из пределов Центральной Азии. Крайними северо-западными пунктами ареала являются плоскогорье Укок и Курайская степь на Алтае. Северные пределы распространения здесь проходят по Чуйской степи и далее в пределах Монгольской Народной Республики по озеру Урюг-Нор, бассейну р. Тэсь, притока озера Убса-Нор, по озеру Косогол, долинам рек Толы и Керулена (Сушкин, 1938; Тугаринов, 1941).

Летом встречается и севернее этих пределов—в Южном Прибайкалье, по р. Селенге и на озере Тарей-Нор, но достоверных данных о гнездовье здесь не имеется. Крайним восточным пунктом ареала являются Баргинские озера, находящиеся западнее Большого Хингана в пределах Маньчжурии (Лукашкин, 1950). На юг и юго-восток отсюда идет до Ордоса, озера Куку-Hop и по южной окраине Тибета до Ладака, Кашмира, Памира и Алайской долины, являющимися крайними юго-западными пунктами ареала. К северо-востоку отсюда по-Тянь-Шаню, Семиречью, где найден на высокогорных озерах Чатыр-Куле (3500 м над уровнем моря), на Сон-Куле, на горном озере Джасыл-Куле, на озерах в верховьях оз. Зауки, в устье Куелю и на Баянколе (Шнитников, 1949). Еще далее на северо-восток гнездится в Джунгарии и Китайском Туркестане. Внутри очерченных, таким образом, границ ареала гнездится-спорадично по высокогорным водоемам Центральной Азии. Зимует в Пакистане, в Пенджабе, Ассаме и северной части Индии. На юг доходит до Синда, района Бомбея и изредка до южных провинции. Встречается зимою также на крупных реках Северной Бирмы. Возможны также зимовки и в Белуджистане (Тугаринов, 1941).

Гнездящаяся и перелетная птица. В виде исключения встречается зимою на Пяндже в Южном Таджикистане (Иванов, 1940).

Обитает в горно-степных ландшафтах. В Тыве гнездится в пойменных лесах уремного типа на деревьях и скальных обнажениях поблизости от рек и озер. Для кладки яиц занимает гнезда хищных птиц (черного коршуна, реже мохноногого курганника). При гнездовании на скалах гуси обычно сами строят гнездо. Могут гнездится в антропогенном ландшафте. Начинают размножаться на 3 году жизни, однако в популяции, видимо, существует биматуризм - неодновременное созревание самцов (на 3 году жизни) и самок (на 2 году жизни) [19]. Старые птицы сразу по прилете приступают к размножению, у молодых откладка яиц может быть растянута. В кладке 2-5 яиц. Существует гнездовой паразитизм - молодые гусыни откладывают яйца в гнезда родителей [20]. Продолжительность пребывания гусыни на гнезде с откладки первого яйца до покидания его птенцами составляет 32-34 дня.

Состояние численности в России в 1987-1989 гг. определялось в Тыве в 450-500, на Алтае - около 100 особей [7]. В пределах Алтая наблюдается сокращение численности. У горных гусей существует пространственная разобщенность мест гнездования (территория России) и р-нов послегнездовых кочевок (территория Монголии). Поэтому после вылупления птенцов численность их резко сокращается, а на многих гнездовых территориях они исчезают вовсе, перемещаясь на крупные озера и реки Монголии (Убсу-Нур, Урэг-Нур, Ачит-Нур, пойма р. Тес-Хем). В 1989 г. в Юго-Вост. Тыве общая численность популяции составляла 60-100 особей и 18-20 гнездящихся пар. Здесь гуси поселяются на скалах обычно отдельными парами или небольшими группами по 2-3 пары. Особого внимания заслуживает уникальная колония гусей, гнездящихся в крупном поселении черного коршуна в долине р. Каргы, где ежегодно обитает 60-80 особей, из них 10-15 пар гнездится. Это единственная в России колония горных гусей, гнездящихся на деревьях и использующих гнезда коршуна. В этой популяции высок показатель успеха вылупления птенцов. Отход яиц и птенцов в разные годы составлял 10-30% от числа насиживаемых яиц. Плодовитость различна по годам и зависит от многих причин [19]. Высокий процент успешного вылупления птенцов при большом их отходе в первой половине послегнездовой жизни (примерно до месячного возраста) еще не определяет успех размножения популяции. Успех размножения этой популяции гусей зависит от состояния колонии черных коршунов как "поставщиков" гнездовых платформ, от размещения в оптимальных условиях определенного количества гнезд, от степени воздействия фактора беспокойства в репродуктивный период (с 20 апреля по 20 июня), от соотношения старых и молодых птиц, принимающих участие в размножении, от числа неоплодотворенных яиц в кладках (обычно их 4-6%), от числа и качества яиц в кладках - жизнеспособные птенцы вылупляются только из доброкачественных яиц (в результате внезапного спугивания насиживающая гусыня обливает кладку экскрементами, что приводит к гипоксии эмбриона, вследствие чего вылупляются слабые птенцы, которые обычно погибают в течение первого месяца жизни), чрезмерные кладки, содержащие 8-11 яиц, малоэффективны (путем изъятия их необходимо доводить до 5-7 яиц), от условий в местах послегнездовых кочевок (на территории Монголии).

Вид занесен в Приложение 2 Боннской Конвенции, Приложение соглашения, заключенного Россией с Индией об охране мигрирующих птиц. С 1981 по 1988 гг. на юго-зап. Тывы было установлено более 30 искусственных гнездовых сооружений различной конструкции, которые охотно заселялись. Необходимо создать Монгун-Тайгинский заказник республиканского значения, в котором запретить выпас скота и рубку деревьев пойменных лесов. Целесообразны искусственное разведение и опытная реакклиматизация птиц, выращенных в неволе, на озерах Хакассии и юга Красноярского края.

Источник: hunt.rin.ru