Муравей фараонов | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Муравей фараонов

Monomorium pharaonis
Муравей фараонов - Monomorium pharaonis - «домовой муравей». Был впервые обнаружен в Египте, что отражено в названии, но настоящая родина этих муравьёв — тропическая Америка.

Размер: 2—2,5 мм длиной. Теплолюбивый муравей.

Организмы, имеющие только один набор хромосом, называются гаплоидными. У фараоновых муравьев (как и у некоторых других перепончатокрылых) самцы как раз гаплоидны. Это означает, что в клетках их тела вдвое меньше хромосом, чем в клетках тела самок, – всего 11. У самок же в клетках 22 хромосомы – двойной набор. Несмотря на такую хромосомную «недодачу», самцы оказываются вполне жизнеспособными и неплохо выполняют свои мужские обязанности. Более того, по своим габаритам и внешнему виду они напоминают самок.

Впрочем, роль самцов сводится лишь к переносу мужских половых клеток в тело самки. Эти гаплоидные муравьи фактически не участвуют в житейской борьбе с окружающими условиями и поэтому не обязаны тестировать свои наборы генов на потенциальную приспособленность к жизни. После кратковременного спаривания, выполнив свою единственную жизненную задачу, самцы гибнут. Они никому в колонии больше не нужны.

Но в разросшейся колонии фараоновых муравьев всегда есть некоторое количество самцов, готовых немедленно обслужить новую, только что вылупившуюся из куколки царицу. Так оно обычно и происходит. Романтических полетов будущих супругов у фараоновых муравьев нет, хотя царицы вылупляются из куколок крылатыми. Спаривание происходит буднично, в пределах растущей колонии. Если самка останется неоплодотворенной, она будет откладывать яйца, однако все они останутся гаплоидными и породят только самцов. Оплодотворенная самка отгрызает себе крылья, съедает их и уже через 6–7 дней начинает откладывать яйца, из которых выведутся рабочие особи. Если в колонии достаточно места, она остается в пределах своей родной семьи. Если же стало тесновато – отправляется на поиски нового пристанища для будущих своих потомков.

Есть указания, что рабочие фараоновы муравьи кормят лишь свою, породившую их самку. Таким образом всю многотысячную колонию можно рассматривать как несколько смешанных «семей», существующих вместе, но функционально относительно независимых друг от друга. Царицу можно уподобить стволовой клетке организма, которая порождает тысячи работающих потомков, а всю колонию – целому организму, построенному из таких клеточных клонов.

Название "фараоновы муравьи" появилось в результате ошибки шведского ученого Карла Линнея, который считал родиной этих насекомых Египет. Правильнее было бы назвать их индийскими, или, если уж на то пошло, муравьями раджей. Ведь именно из Индии примерно с середины XVI века благодаря развитию мореплавания началось их расселение по всему миру. Парусные суда, ходившие в эту страну за пряностями, сандаловым деревом, резной слоновой костью и рубинами в золоте, привозили домой, кроме всего прочего, и маленьких желтоватых насекомых.