Муравей-древоточец красногрудый | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Муравей-древоточец красногрудый

Муравей-древоточец красногрудый - Camponotus herculeanum - обитает в Северной Европе, горах Средней и Южной Европы, в Восточной Европе, на Кавказ, в Западной Сибири, Северном Казахстане, Киргизии. На равнине южная граница ареала совпадает с северной границей лесостепи, на север заходит в Заполярье. В Восточной Сибири сменяется подвидом C. herculeanus sachalinensis Forel.

У рабочих грудка красно-коричневая (у самок все тело черное), голова брюшко черные, рабочие длиной 6-14, самки - 15-18, самцы - 9-12 мм. Нижний край клипеуса без явственной прямоугольной или трапециевидной лопасти, не выступает или едва выступает за линию, соединяющую передние углы головы. Затылок без отстоящих волосков.

Связан преимущественно с хвойными лесами. Дендробионт, гнезда, как правило, устраивает в стволах живых деревьев, выгрызая ходы и камеры.

Сахалинский муравей-древоточец Camponotus herculeanus sachalinensis распространен от Восточной Сибири на восток до Тихого океана, Монголии, северо-восточного Китая, Японии.
Отличается от красногрудых C. herculeanus s. str. черной грудью рабочих.