Семейство ·Бетилиды - Bethylidae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство ·Бетилиды - Bethylidae

Семейство Бетилиды

Scleroderma domesticum Семейство Бетилиды - Bethylidae - включает мелких насекомых (1–10 мм). Крылья с сильно редуцированным жилкованием, есть бескрылые формы. В семействе около 1800 видов, 104 рода (Gordh & Möczar, 1990), преобладают в тропиках. В Палеарктике около 150 видов, в Европе - около 100 видов.

Наряду с большим количеством обычных паразитических форм (гониозус, перизиерола и др.) в нем имеются виды, у которых намечается переход к сложным формам заботы о потомстве (эпирис и др.) и к общественной жизни (склеродерма). Но бетилиды, как показывают некоторые особенности их строения, представляют слепую ветвь эволюции.

Такие бетилиды, как гониозус - Goniozus — паразит виноградной листовертки или перизиерола Perisierola — паразит хлопковой моли («розового червя»), являются обычными паразитами гусениц. На тело одной жертвы они откладывают несколько яиц.

Интересна биология бетилид, относящихся к роду склеродерма Scleroderma. Крошечные самки этих ос нападают на превосходящих их в тысячи раз личинок усачей и других обитающих в древесине жуков. Свою работу самка начинает с того, что парализует при помощи жала мышцы, приводящие в движение мощные жвалы хозяина. После этого она ползает по всему телу личинки без всякого видимого порядка, парализуя одни группы мышц за другими. Эта работа продолжается иной раз до 4 дней. Когда жертва становится неподвижной, склеродерма, прокусывая ее кожу, начинает питаться гемолимфой, что необходимо ей для развития яичников. На тело обездвиженной личинки усача откладывается до 150 яиц. За вышедшими из них личинками самка ухаживает, облизывает их, держа между передними ногами. Личинки паразита питаются вначале на поверхности тела, а затем прогрызают кожу и погружают внутрь голову и первые сегменты груди. Через 5 дней после выхода из яйца они начинают плести кокон, а через месяц после откладки яиц из коконов выходят крылатые и бескрылые самки и самцы (у склеродерм имеются 4 морфологические формы).

Осы рода склеродерма (Scleroderma) демонстрируют зачатки общественной жизни (склеродерма заботится о потомстве, ухаживает, облизывает своих личинок.