Надсемейство Хлебные ·пилильщики - Cephoidea | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Надсемейство Хлебные ·пилильщики - Cephoidea

Надсемейство Хлебные пилильщики

Cephus Пильщики - общее название трёх семейств подотряда сидячебрюхих перепончатокрылых насекомых: настоящих пильщиков - Tenthredinidae, пильщиков-ткачей Pamphiliidae и стеблевых пильщиков Cephidae. Три семейства насчитывают свыше 5000 видов; на территории бывшего СССР около 1500 видов, распространённых преимущественно в лесной зоне.

Личинки всех пильщиков и большинство видов взрослых пильщиков растительноядны, некоторые взрослые пильщики — хищники. Самки обычно откладывают яйца по одному в мягкие ткани растений, сделав предварительно пропил зазубренным яйцекладом (отсюда название).
Некоторые пильщики-ткачи откладывают яйца группами на поверхность хвои.

Личинки настоящих пильщиков (ложногусеницы) живут открыто и внешне напоминают гусениц бабочек, отличаясь от них большим числом ложных брюшных ножек (6—8 пар). Личинки пильщиков-ткачей живут группами, каждая из которых коллективно строит защитное паутинное гнездо; брюшные ножки у них отсутствуют, грудные — хорошо развиты.

Стеблевые пильщики развиваются скрытно в стеблях злаков или в молодых побегах деревьев и кустарников; личинки неокрашенные, с недоразвитыми грудными ножками.

Большинство видов пильщиков окукливается в почве.

Все пильщики больше или меньше вредят растениям; наибольший вред наносят: хлебные пильщики (Cephus) — культурным злакам; звездчатый пильщик-ткач (Acantholyda stellata), красноголовый пильщик-ткач (A. erythrocephala) и сосновый пильщик (Diprion pini) — сосне; вишнёвый слизистый пильщик (Caliroa limacina), жёлтый крыжовниковый пильщик (Pterodinea ribesii) и другие— плодово-ягодным культурам.

Род ·Харакопигусы - Characopygus modestus