Надсемейство ·Ксиелоидные - Xyeloidea | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Надсемейство ·Ксиелоидные - Xyeloidea

Надсемейство Ксиелоидные

Надсемейство Ксиелоидные - Xyeloidea - включает 200 видов, объединенных в семейства Xyelidae и
Xiphydriidae.

Xyelidae являются древнейшим семейством перепончатокрылых насекомых. Их паразитофауна весьма бедна и включает (помимо терзилохин) род Idiogramma (Ichneumonidae, Tryphoninae) и Xyeloblacus leucobasis (Braconidae) (Каспарян, 1973; Achterberg, Altenhofer, 1997). Род Idiogramma вместе с 2 вымершими родами (верхний мел) образует наиболее примитивную трибу подсемейства Tryphoninae (Каспарян, Толканиц, 2000). Как и Tersilochinae, это одни из наиболее мелких наездников семейства. Почти все виды Gelanes, также как и Idiogramma, обладают довольно длинным яйцекладом, поэтому более вероятным представляется заражение хозяина не в прямом контакте, а через субстрат.

Ксифидрии - Xiphydriidae - это перепончатокрылые насекомые, очень близкие к рогохвостам. Повреждают только лиственные породы. Самый распространенный представитель этого семейства — ольховая ксифидрия. Ее часто называют ольховым рогохвостом (Xiphydria cameius L.). Окраска тела черная с желтовато-белым рисунком, длина самок 14—21 мм, самцов 10—15 мм.

Личинка белая с желтовато-зеленым оттенком, цилиндрическая, веретенообразно сужена к заднему концу тела. Анальный сегмент имеет острый, сильно склеротинизированный вырост. Длина тела личинки 15— 25 мм.

Лёт в европейской части СССР начинается в конце мая — в июне. Пик лёта в июле. В Сибири эти сроки сдвинуты на более позднее время. Самки откладывают яйца в виде цепочки, состоящей из отдельных кладок по 1 — 18 яиц (Трофимов, 1976). Фаза яйца около 2 недель. Начальные личиночные ходы расходятся звездообразно от места яйцекладки и почти сразу уходят в древесину. В древесине ходы имеют неправильную форму, они извилисты и забиты буровой мукой, а в поперечном сечении округлы. Стенки ходов всегда покрыты мицелием гриба. Строение ходов преимущественно петлеобразного типа. Генерация чаще всего двухгодовая. Заселяет ольху и березу. Поврежденная ольховой ксифидрией древесина очень быстро разрушается проникающими в ходы грибами и полностью теряет свои технические свойства.

Дубовая ксифидрия (Xiphydria longicollis Geoffr.) повреждает дуб. Образ жизни такой же, как и у предыдущего вида. Зараженная древесина быстро разрушается грибами и теряет свои технические свойства.

Семейство ·Ксиелидовые - Xyelidae