Амазон пуэрториканский | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Амазон пуэрториканский

Пуэрториканский амазон - Amazona vittata - величиной с галку, с относительно коротким, прямым хвостом, с преобладающей, как у всех других видов амазонов, зеленой окраской оперения, пуэрториканский амазон имеет ярко-красную узкую полосу на лбу, продолжающуюся до глаз. В прошлом он, несомненно, был распространен по всему о. Пуэрто-Рико, а также на близлежащих островах Кулебра и Вьекес, где гнездился особый подвид A. v. gracilipes, но последний вымер уже в начале нашего века. Низинные леса и мангры, основные местообитания пуэрториканского амазона на о. Пуэрто-Рико, большей частью были вырублены еще в прошлом столетии, и в 1930-1931 гг. этих попугаев обнаружили только на северо-востоке острова в сохранившемся участке тропического леса на склонах Сьерра-де-Лукильо. В конце 50-х годов на острове жили около 200 амазонов, но в ноябре 1968 г. удалось обнаружить всего 19 птиц, а еще через год 16 особей. Хотя часть участка леса Лукильо находится в пределах национального резервата, популяция пуэрториканских амазонов сокращалась с ужасающей быстротой.

С 1969 г. начались работы по изучению и спасению этого вида в соответствии со специальным проектом МФОП. Выяснилось, что период размножения у этих попугаев продолжается с февраля по июнь. В полной кладке у них 2-3 яйца. Гнезда эти амазоны, как и большинство других видов американских попугаев, устраивают в дуплах и нишах крупных деревьев, однако дупел, пригодных для гнездования, в этом лесу мало, некоторые из них заливаются водой во время дождей, к тому же дуплистые деревья нередко рубят в поисках меда диких пчел. Помимо уничтожения кладок и птенцов пуэрториканского амазона крысами, кошками и совками, на сокращении его популяции сказалась конкуренция из-за дупел и ниш со стороны жемчужноглазого пересмешника, который часто разорял гнезда попугаев. Развеска искусственных гнездовых ящиков для пересмешника в 20 м от дупел амазонов позволила не только сократить вред попугаям со стороны жемчужноглазого пересмешника (искусственные гнездовья они занимают охотнее, чем дупла), но и уменьшить хищничество других пересмешников, которых хозяин изгоняет из своей гнездовой территории, защищая таким образом и гнездо попугая. Таким путем удалось увеличить число амазонов в Пуэрто-Рико с 13 в 1975 г. до 28 в 1978 г., однако гнездились в эти годы всего 3-4 пары. Опасность представляет и случайная интродукция на остров других попугаев, которые могут стать конкурентами угасающей популяции пуэрториканского амазона, а также возможность гибридизации последнего с интродуцированными ранее эспаньольским, или гаитянским, амазоном.

В питомниках и зоопарках сейчас имеется некоторое количество пуэрториканских амазонов, однако получить приплод от этих птиц в неволе пока не удавалось. В значительной мере это было связано с невозможностью определения пола птиц. Лишь в 1978 г. в Сан-Диего и Лондонском зоопарке удалось установить пол у 13 амазонов и начать программу искусственного их осеменения. Остается ждать результатов разведения пуэрториканских амазонов в неволе (птицы могут жить десятки лет) и приложить максимум сил для сохранения оставшихся в природе 20-30 этих птиц.