Род ·Саланганы - Collocalia | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Род ·Саланганы - Collocalia

Род Саланганы - Collocalia

Род Саланганы - Collocalia - в широком понимании включает всех представителей трибы, в узком - лишь 3 вида, распространенные на Малаккском полуострове, Зондских, Филиппинских, Молуккских островах, на Новой Гвинее и в Меланезии. Все представители трибы салаган - мелкие буроватые или сероватые стрижи с небольшой вилочкой на хвосте. Полет саланган менее скоростной, чем у других стрижей, и несколько напоминает полет ласточек.

Приступая к гнездованию, саланганы наносят слои быстро застывающей вязкой слюны на вертикальную поверхность, постепенно формируя крохотную полупрозрачную светлую чашечку на два яйца, словно сделанную из пергамента. На постройку гнезда уходит 40 дней. Под именем «ласточкиного гнезда» эти постройки стали известны как один из самых необычных деликатесов китайской кухни. Вареные яйца, по свидетельству очевидцев, вкусом напоминают  осетровую икру.

В юго-восточной Азии издавна практикуется сбор гнезд саланган, иногда сборщики рискуют жизнью, балансируя на бамбуковых лестницах под обрывами или опускаясь вдоль стены пещеры на веревке из лиан. За сезон добыча одного сборщика порой составляла 40000 гнезд общей массой в полтонны. Ценятся свежие гнезда, старые буреют, загрязняются птенцами, в них заводятся гусеницы бабочек-огневок, питающиеся столь же калорийными стенками гнезда. Старые гнезда идут на изготовление желатина. Если у саланганы взять только что построенное яйцо, она сооружает второе, может слепить и третье, но хуже качеством, так как постройка будет содержать примеси перьев и глины. В пищу идут гнезда многих видов из трибы саланган, но наибольшим спросом пользуются постройки белобрюхой, серой (Aerodramus salangana) и водорослевой (Aerodramus fuciphagus) саланганы, практически не содержащие примесей. Менее ценятся более крупные, но темные от примесей гнезда большой (Hydrochous gigas) и черногнездной (Aerodramus maximus) саланган.

В результате усиленной эксплуатации гнездовий ряд видов этих стрижей снижает численность, многие колонии, особенно гнездящиеся на морских побережьях, исчезли. Саланганы гнездятся 2-3 раза в году, синхронно в каждой колонии, насиживание продолжается в среднем 21 день, выкармливание  42 дня.

По материалам Е.А. Коблик. Разнообразие птиц. Часть 3, Москва, Издательство Московского университета, 2001.