Семейство Настоящие ·стрижи - Apodidae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство Настоящие ·стрижи - Apodidae

Семейство Настоящие стрижи - Apodidae

Стрижи - группа довольно сходных внешне птиц с плотным обтекаемым телом, длинными саблевидными крыльями, уплощенной головой с коротким плоским клювом. Размеры мелкие - от 10 г при длине 9 см и размахе крыльев 18 см у саланган рода Collocalia до 170-200 г при длине 26 см и размахе крыльев более 55 см у фиолетового колючехвоста (Hirundapus celebensis).

Хвост недлинный, имеет форму вилочки или обрезан прямо. Украшающих перьев нет. Спинная, а иногда и брюшная птерилии раздваиваются. Кожа толстая. Оперение плотное, его окраска обычно скоромная, серовато-бурая или сочетающая черные и белые тона, иногда на спине и крыльях развит металлический блеск - синий, зеленый, фиолетовый. Лишь у венесуэльского стрижика (Cypseloides phelpsi) горло, подбородок и ошейник ярко-рыжие, контрастирующие с черным остальным опереньем. Клюв, радужина, ноги темные. Оба пола имеют сходные размеры, полового диморфизма в окраске, за редким исключением, нет, возрастной выражен слабо. На первом пальце крыла развит роговый коготок - вероятно, рудимент, доставшийся в наследство от предков - древесных лазающих птиц.

Стрижи лучше любых других птиц приспособлены к воздушной охоте за насекомыми, могут долго стремительно и неутомимо летать, чередуя быстрые взмахи и скольжение на распростертых неподвижных крыльях. Проводит в воздухе большую часть времени, вне периода гнездования некоторые виды могут даже спать, летая широкими кругами на высоте 1-3 км со скоростью 40-60 км/ч. Рекордной полетной скорости достигают некоторые иглохвостые стрижи - до 170 км/ч (по другим данным, в пике - до 300 км/ч).

Основной охотничий прием стрижей - «воздушное траление», когда птицы выискивают скопления насекомых в воздухе и проносятся сквозь него с широко открытым ртом. При таком способе очень важна площадь зева - «сачка», и действительно разрез рта у стрижей очень большой, рот может распахиваться широко, поскольку челюстной сустав находится далеко за глазом. Тем не менее, стрижи лишены вибрисс вокруг клюва, увеличивающих площадь «рабочего инструмента». Язык у стрижей маленький, треугольный, под ним находится полость - своеобразный подъязычный мешок, который набивается добычей, предназначенной для выкармливания птенцов.

Пойманных насекомых стрижи обволакивают слюной. Слюнные железы у них очень хорошо развиты, слюна активно используется и в гнездостроении. Вероятно, современному специализированному способу воздушной охоты стрижи пришли через несколько стадий. Все начиналось с коротких бросков с насеста, с типичных для мухоловок и до сих пор применяющихся хохлатыми стрижами. Затем стрижи перешли к настоящей маневренной прицельной воздушной охоте за отдельными насекомыми, характерной для ласточек. Наконец многие стрижи освоили «траление», подобно наиболее специализированным козодоям и летучим мышам. Большую часть добычи стрижей составляет воздушный планктон и другие мелкие, плохо летающие насекомые, пассивно дрейфующие в воздушных потоках.

Во второй половине лета значительную роль в рационе стрижей начинают играть мелкие паучки, расселяющиеся по воздуху при помощи паутинок. Помимо насекомых и пауков в рационе стрижей почти не присутствуют другие кормовые объекты. Известны случаи, когда стрижи разоряли гнезда других птиц, проглатывали их яйца и птенцов, однако такие действия определялись потребностью самим занять подходящее для гнездования дупло или нишу. Пьют стрижи на лету проносясь низко над водоемом и черпают воду подклювьем. В полете и купаются, и спариваются.

Во время спаривания самец подлетает к самке снизу,  переворачивается вниз спиной и на мгновение прикладывается клоакой к клоаке самки. Большинство стрижей очень крикливы, особенно в полете; они щебечут, свистят, издают неприятные визгливые крики. Некоторые саланганы, гнездящиеся в глубоких темных пещерах, ориентируются в них при помощи эхолокации, издавая серии щелчков, как гуахаро.

Став обитателями «воздушного океана», стрижи практически утратили способность к лазанью и ходьбе. Постепенность этой утраты иллюстрируется разными положениями пальцев на лапах: у пальмовых стрижей (Cypsiurus) лапа зигодактильная - назад направлены 1-й и 4-й пальцы, как у большинства лазающих древесных неворобьиных. У колючехвостых стрижей (Chaetura, Hirundapus и др.) лапа анизодактильная - все пальцы направлены вперед (у некоторых саланган лапы не четырехпалые, а трехпалые). Такое строение лапы не позволяет стрижам даже сидеть, обхватив ветку, они могут только подвешиваться к вертикальным плоскостям.

На ровной горизонтальной поверхности стриж, в отличие, скажем, от ласточки, беспомощен - может лишь ползать, а не ходить, взлетает с трудом или не может взлететь вовсе. Латинское название стрижей «Apus» означает «безногий», русское - «стриж» дано за пронзительный голос.

Стрижи населяют самые различные ландшафты - как открытые, так и лесистые, встречаются на равнинах и в горах, освоили поселения человека, гнездятся в щелях, нишах зданий, на чердаках, под карнизами, как гнездились ранее в расщелинах скал, в нишах стен пещер, в норах в береговых обрывах или дуплах деревьев. Некоторые стрижи, например, американский печной иглохвост (Chaetura pelagica) гнездятся и ночуют даже в печных и заводских трубах, дымоходах каминов.

Держатся стрижи обычно стаями, гнездятся небольшими группами или крупными колониями до нескольких тысяч пар. Строительный материал для гнезд подхватывают на лету. Стрижи моногамны, большинство образуют постоянные пары. Размещение и конструкции гнезд сильно варьируются. Обычно рыхлое гнездо из веточек, растительных волокон и перьев, пропитанных затвердевшей вязкой слюной, распложено в закрытом укромном месте.

Гнездящиеся, как правило, в дуплах колючехвостые стрижи иногда влетают в них с ходу, чаще же садятся на ствол ниже летка и карабкаются вверх. Концы стержней рулевых перьев этих стрижей выдаются за опахала упругими колючками, и, опираясь на хвост, словно дятел, стриж облегчает себе передвижение по стволу. Вилохвостые (Panyptila) и карликовые (Tachornis) стрижи строят гнезда из травинок и растительного пуха, скрепленного слюной, нечто вроде большой трубы или мешка, открытого снизу и прикрепленного вершиной к уступу или толстой ветке, а яйца откладывают в своеобразный карманчик на внутренней стенке гнезда. Такие гнезда стрижи используют не один год, о чем говорят несколько карманчиков на стенке.

Пальмовые стрижи (Cypsiurus) прикрепляют маленькое чашеобразное гнездо из перьев и грязи к вертикальной поверхности пальмовых листьев, кладку приклеивают внутри гнезда. Птица насиживает кладку, крепко вцепившись в колышущийся под ветром лист. Американские стрижики (Cypseloides) также прикрепляют довольно массивные гнезда на обрывы скал у воды. Часто они гнездятся в нишах за водопадами, и, чтобы добраться до гнезда, птица должна пролететь сквозь падающую стену воды. Саланганы лепят гнезда-чашечки из чистой слюны к вертикальным скалам, стенам пещер и гротов. Постройки некоторых стрижей считаются самыми маленькими гнездами в птичьем мире относительно размеров самой птицы.

Кладка в таких миниатюрных гнездах обычно состоит из 1-2 яиц, у большинства же стрижей 4-6 овальных яиц с белой скорлупой. Многие стрижи заселяют старые гнезда ласточек либо занимают жилые гнезда других закрытогнездящихся птиц. Гнездятся и в дуплянках. Яйца откладывают обычно с интервалом в 2-3 суток. Насиживают кладку и выкармливают птенцов оба родителя. Инкубация начинается с первого яйца и длится 17-25 дней, постэмбриональное развитие медленное - 6-7 недель. Сроки вылупления в значительной степени синхронизированы.

Стрижата  вылупляются, как правило, слепыми и голыми, через некоторое время покрываются густым белым или серым пухом. У открытогнездящихся видов птиц птенцы сразу вылупляются опушенными, обычно они неподвижно сидят на гнезде или около него, крепко вцепившись когтями в субстрат, чтобы уменьшить риск падения. Взрослые кормят птенцов нечасто, но помногу, принося комок насекомых в подъязычном мешке. Непереваренные остатки насекомых птенцы выбрасывают через рот в виде погадок. Молодые стрижи покидают гнездо уже полностью оперенными и способными летать. Они практически не нуждаются больше в родительской опеке. Наряд молодых птиц тусклый, с поперечной рябью.

Половозрелыми стрижи становятся на 2-3-й год, средняя продолжительность жизни в природе 7-10 лет, рекорд зафиксирован для черного стрижа - 21 год. Неволю переносят плохо.

Стрижи, гнездящиеся в умеренных широтах и даже субтропиках, совершают регулярные сезонные миграции, иногда на десятки тысяч километров, зимуют в тропиках. Есть и перелетные тропические виды. Большинство стрижей - обычные и даже многочисленные птицы, но 6 узкоареальных видов включены в Красную книгу МСОП, еще 5 относятся к уязвимым. В основном это островные виды саланган.

Семейство настоящие стрижи объединяет 19 родов и примерно 92 вида. Выделяют 2 подсемейства - Cypseloidinae (роды Cypseloides, Streptoprocne, 13 наиболее примитивных американских видов) и Apodinae (остальные стрижи). Последнее, в свою очередь, делят на трибы саланган (Collocalini, роды Hydrochous, Collocalia, Aerodramus, Schoutedenapus, 28 видов), колючехвостов (Chaeturini, роды Mearnsia, Zoonavena, Telecanthura, Rathidura, Neafrapus, Hirundapus, Chaetura, 24 вида) и типичных стрижей (Apodini, роды Aeronautes, Tachornis, Panyptila, Cypsiurus, Tachymarptis, Apus, 27 видов).

Саланганы распространены только в тропической Азии, Австралии и Океании (включая мелкие океанические острова Микронезии и Полинезии), колючехвосты и типичные стрижи встречаются по всем материкам. Стрижи отсутствуют в Арктике и Антарктике, Гренландии, Исландии, на севере Сибири, в северной половине Северной Америки и южной части Южной Америки, на Новой Зеландии, в центральных частях Сахары и Тибета. Центр происхождения семейства неизвестен, предполагают, что он находится в тропиках Старого Света. В России гнездятся 4 вида из 3 родов.

Известны 20 родов, объединяющих 103 вида.

Статья подготовлена по материалам книги Е.А.Коблик. Разнообразие птиц, часть 3. Москва, «Издательство московского университета», 2001.

Подсемейство Американские ·стрижики - Cypseloidinae