Дятел белоклювый | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Дятел белоклювый

Белоклювый дятел

Белоклювый дятел - Campephilus principalis - крупный дятел, известный вплоть до недавнего времени (50 см, около 500 г).

В юго-восточных штатах США в прошлом гнездился белоклювый дятел (Campephilus principalis) - единственный в Северной Америке представитель рода острохохлых дятлов, другие 10 видов которого населяют Центральную и Южную Америку. Эта огромная, почти полуметровой длины, птица имеет весьма скромную черную с белым окраску; на затылке удлиненные перья образуют заостренный хохол - черный у самок и ярко-красный с черным верхом у самцов. Основные местообитания этих дятлов - высокоствольные девственные леса в долинах рек и по болотам с обилием засыхающих деревьев, из-под коры и в древесине которых птицы добывают различных насекомых, преимущественно личинок древоточцев, хотя к осени охотно поедают ягоды и другие плоды. Биология белоклювого дятла довольно хорошо изучена благодаря исследованиям Дж. Тэннера, которому в середине 30-х годов Одюбоновское общество поручило провести исследования этого вида, оказавшегося уже в то время на грани исчезновения.

Пары у белоклювых дятлов, вероятно, постоянны, и партнеры всегда держатся неподалеку друг от друга, обыскивая деревья на кормовой территории в диаметре около 7-8 км. В период с января до апреля самец и самка совместно выдалбливают дупло в стволе живого дерева, чаще всего дуба, на большой высоте от земли. Птицы имеют также дупла для ночевки, которые постоянно используют, особенно во внегнездовой период. В полной кладке до 4 белых яиц, хотя при раннем гнездовании (январь - февраль) бывает всего по 1-2 яйца. Насиживают попеременно обе птицы в течение почти 20 дней, а затем еще почти 5 недель они выкармливают птенцов.

Некогда материковый подвид белоклювого дятла (Ср. principalis) населял густые леса от юго-восточной Оклахомы и восточной части Техаса до юга Северной Каролины и побережья Мексиканского залива и Атлантики. Индейцы когда-то добывали этих дятлов, используя их хохол вместе с надклювьем для украшения, но угроза существованию вида пришла вместе с вырубкой лесов и особенно уничтожением гигантских деревьев в бассейне Миссисипи и других рек. Уже к 1885 г. белоклювый дятел исчез в северных областях своего прежнего ареала. В конце 30-х годов нашего столетия стало известно, что он сохранился только в Южной Каролине в заболоченных лесах у р. Санти, на востоке Луизианы в участке девственного леса Сингер-Трэк и на нескольких участках во Флориде. По мнению Дж. Тэннера, общая численность белоклювых дятлов в это время не превышала 25 особей. Через 10-15 лет был уничтожен лес Сингер-Трэк, исчезли гнездовые пары в большинстве известных мест во Флориде. Лишь единичные сообщения, поступающие изредка из северо-западной части Флориды и из некоторых районов техасского побережья, свидетельствуют, что белоклювый дятел на материке еще не вымер.

Кроме материка, особый подвид белоклювого дятла - Ср. bairdi населял также леса на Кубе. Биология его сходна с таковой номинативного подвида, но, помимо низинных лесов, этого дятла встречали и в лесах по склонам гор. Вырубка лесов и расчистка территорий для плантаций сахарного тростника, а также охота на дятлов уже в начале нашего столетия привели к резкому сокращению численности и ареала этих птиц. К середине 50-х годов кубинских белоклювых дятлов осталось менее 20, а еще через 20 лет популяция сократилась наполовину. Теперь судьба этого дятла, как и материкового подвида, всецело зависит от человека.

Добыча белоклювых дятлов повсеместно запрещена. Отдельные изолированные места его обитания охраняются на юге Техаса, во Флориде и на востоке Кубы (резерваты Купеял и Хагуани), но в некоторых из них птицы уже давно не гнездятся, поэтому необходимы специальные меры, чтобы сохранить белоклювого дятла в списке птиц фауны мира.