Дятел белобрюхий, белобрюхая желна | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Дятел белобрюхий, белобрюхая желна

Дятел белобрюхий

Дятел белобрюхий - Dryocopus javensis - похож на нашу желну, но с белым оперением живота и у самцов с красным продолговатым пятном на щеках, распространен от запада Индии до юго-запада Китая, Малайзии, некоторых островов Индонезии и Филиппин, а также на Корейском п-ове. Из 16 подвидов белобрюхого черного дятла корейский подвид (D. j. richardsi) представляет особый интерес как удаленностью его явно реликтовой популяции от основного ареала вида, так и катастрофическим ее сокращением. Основные места обитания корейского белобрюхого черного дятла - девственные смешанные леса с обилием старых и полумертвых деревьев. Большая часть таких лесов была уничтожена еще в первой половине нашего столетия. В 1920 г. последний экземпляр этого дятла был убит на островах Цусима, до этого здесь около 15 птиц были добыты для коллекций - теперь они хранятся в музеях, а вид из списка фауны Японии может быть вычеркнут. В Южной Корее несколько пар белобрюхих черных дятлов, возможно, еще сохранились на одном или двух участках леса близ демаркационной линии, а в центральных районах полуострова, на территории КНДР, во всей популяции этого дятла в 1969 г. насчитывалось чуть больше 40 пар.

Гнездятся корейские белобрюхие черные дятлы в конце апреля - мае в дуплах деревьев, обычно не далее 500 м от ручья или речки. В полной кладке 3-4 яйца, которую самец и самка насиживают 14 сут., а затем около месяца выкармливают птенцов. Каждый год пара дятлов использует новые дупла, поэтому охрана только деревьев, в которых птицы уже гнездились, не дает нужного результата. Необходимо сохранять все старые деревья и соответствующие участки леса. В КНДР места гнездования этого дятла охраняются в резервате Хвангай и ряде более мелких заказников; в Южной Корее возможные места обитания находятся на территории национального парка Сораксан и лесного резервата Кавангнеунг. Корейский белобрюхий дятел включен в Приложение 1 СИТЕС, и добыча его запрещена законом.

Уничтожение лесов, вырубка старых деревьев и замена в лесных насаждениях одних пород деревьев другими сказались на популяциях и других видов дятлов, населяющих острова. В число особо охраняемых видов птиц Японии с 1972 г. внесен окинавский дятел (Sapheopipo noguchii). Величиной он с зеленого дятла, но окрашен в темно-красный и коричневый цвета, а на внешних маховых перьях имеются черноватые пестрины и несколько белых пятнышек. Этот эндемичный вид населяет широколиственные вечнозеленые леса в северной части о-ва Окинавы. Общее число окинавских дятлов в 1976 г. не превышало 100-200, хотя ранее считали, что их сохранилось еще меньше. Гнездятся они с февраля по июнь, выдалбливая дупла в усыхающих деревьях. Посадки на местах лесоразработок кедра, а не лиственных деревьев способствуют сокращению площади пригодных местообитаний этого вида.