Филин рыбный | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Филин рыбный

Рыбный филин

Рыбный филин - Ketupa blakistoni - вид, находящийся под угрозой уничтожения. Распространен преимущественно в Приморском и Хабаровском краях - на крупных реках и на их притоках, по побережью Охотского моря.  Населяет поймы рыбных рек. Участки обитания предусматривают наличие галечных перекатов, глубоких ям и родников, не замерзающих зимой. Обязательны старые деревья и захламленность леса, дающая укрытие птицам и их жертвам. Не залетает в тайгу далее 300-500 м. Одна особь занимает участок 5-6 кв. км, одна пара - до 14 кв. км. В экстремальные зимы собираются группами у полыней, приближаются к жилью человека. В питании прослеживается сезонная смена кормов: весной - пресноводная рыба, амфибии, редко - млекопитающие; летом  - пресноводная рыба, раки, крабы; осенью - проходные лососевые; зимой – птицы, мелкие млекопитающие, доступная рыба. Пары постоянны. Размножаются через год, при благоприятных условиях ежегодно. Гнездится в наиболее крупных дуплах, кладка из 1-2 яиц, насиживание 35-37 суток. Молодые докармливаются до года, половая зрелость и образование пар на втором году, размножение - на третьем.
Кроме популяции, которая живет оседло в лесах бассейна Нижнего Амура, в Приморье, есть популяции на северо-востоке Китая, севере Кореи и на островах Сахалин, Южные Курильские и Хоккайдо.

В пределах такого довольно обширного ареала выделяют 2-4 подвида, из них наиболее редок островной К. b. blakistoni. В Японии этот подвид с 1971 г. объявлен памятником природы и находится под охраной, но вырубка лесов (на о. Хоккайдо рыбный филин гнездится в дуплах старых деревьев, преимущественно дуба монгольского) сократила популяцию настолько, что теперь рыбный филин сохранился только в восточной части острова: в 1976 г. здесь было обнаружено всего 29 особей. Вероятно, общая его численность на Хоккайдо, Кунашире, Итурупе и Сахалине (некоторые специалисты считают сахалинского филина особым подвидом - К. b. karafutonis) не превышает 400-500 особей.