Семейство ·Медоуказчики, ·медоуказчиковые - Indicatoridae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство ·Медоуказчики, ·медоуказчиковые - Indicatoridae

Семейство Медоуказчики, медоуказчиковые

Indicator indicator Семейство Медоуказчики, медоуказчиковые - Indicatoridae - сравнительно плотно сложенные, длинно­крылые, короткохво­стые, крючкоклювые и коротконогие птицы; оперение густое, глад­кое и плотное. Представители этого семейства по внешнему виду имеют очень мало общего с настоящими дятлами. Это небольшие (длиной 10—20 см), скромно окрашенные птички, в общем серых или буроватых тонов, с недлинным, прямо срезанным хвостом.

Медоуказчики, которых извест­но 4 рода, объединяющих 14 видов птиц, распространенных главным образом в Африке (9 видов) и частью в Азии — в Гималаях, а также на островах Индонезии. Медоуказчики придерживаются главным образом лесной местности, но живут и в саваннах. Они держатся обыкновенно парами, перепархивая с дерева на дерево и издавая звучный, приятный крик. Уже первые путешественники упоми­нают об особенно странном их качестве: обо всем необыкновенном, что остановит внимание медоедов, они оповещают других животных, особенно человека, смело летя ему навстречу и приглашая криками и мимикой следовать за собой: чаше же всего они приводят к пчелиным роям.

«Медоуказчик,—говорит Шпаррман,--почти не приметен, так совершенно на­поминает обыкновенного серого воробья, хотя немного крупнее и бледнее последнего. Если он открывает чело­веку место, где нахо­дится гнездо пчел, то делает это из эгоис­тических побуждений: мед и личинки пчел составляют его люби­мое кушанье, и ему известно, что при разо­рении улья всегда кое-что перепадает на его долю.

Медоуказчикам свойственны 3 замечательные особенности. Одна из них та что медоуказчики не строят своего гнезда и не насиживают яиц, а, подобно нашей кукушке, подкладывают свои яйца в гнезда других птиц (так называемый гнездовой паразитизм).

Братья Верро находили яйца и птенцов различ­ных медоуказчиков, живущих в Южной Африке, в гнездах сорокопутов, дятлов и т.п. птиц; самка сносит свое блестяще-белое яйцо на землю и несет его в клюве в выбранное заранее чужое гнездо, выбросив предварительно оттуда одно яйцо; когда молодой медоед немного подрастет, старики начинают его кормить сами и приглашают оставить гнездо его при­емных родителей.

Гнездовой паразитизм установлен для 5 видов медоуказчиков, живущих в Африке, но есть все основания думать, что и остальные птицы этой группы тоже гнездовые паразиты. Каждый вид медоуказчиков имеет своих «хозяев». Большой, или черногорлый, медоуказчик подкладывает яйца дуплогнездникам, главным образом своим ближайшим родственникам — бо-родаткам и дятлам. Другие виды медоуказчиков подкладывают яйца в открытые гнезда белоглазок, камышевок (или славок), мухоловок и некоторых других воробьиных птиц. Новорожденные птенцы многих видов африканских медоуказчиков имеют на кончике клюва острый крючок.

Едва выйдя из яйца, птенец такого медоуказчика инстинктивно щиплет своим острым клювом законных обитателей гнезда, нанося им смертельные раны. И через несколько дней он остается в гнезде один, а выполнивший свое назначение крючок благодаря неравномерному росту разных участков клюва пропадает. Упомянутые медоуказчики подкладывают в гнездо по одному яйцу; в противном случае вылупившиеся подкидыши принялись бы убивать друг друга.

Таким образом, приемные родители выкармливают лишь птенца медоуказчика. Птенцы некоторых других видов медоуказчиков выбрасывают своих сводных братьев из гнезда, так же как это делает, например, птенец обыкновенной кукушки. Вторая замечательная, только медоуказчикам свойственная особенность, за которую вся группа получила свое название, состоит в следующем.

Заметив идущего по лесу человека, птица близко к нему подлетает, громким криком и своеобразными движениями привлекает к себе его внимание и в буквальном смысле слова ведет его за собой. Местные жители, зная, в чем дело, охотно идут за птицей и в конце пути оказываются около пчелиного гнезда. Остается только выбрать из него мед. Птичка же разыскивает в разоренном гнезде поживу и для себя. Медоуказчики водят таким образом к пчелам не только человека, но чаще диких лесных животных, преимущественно медоеда. Этот крупный зверь, имеющий большие когти и сильные лапы, свободно разгребает находящееся в земле гнездо, делая его доступным и медоуказчику. Долгое время думали, что медоуказчики питаются личинками пчел и ради них ведут к пчелиным гнездам медоеда, а при случае и человека. Оказалось, однако, что медоуказчика интересует совсем другое. Его интересуют не личинки и тем более не мед. Медоуказчики едят воск. Воск — не пища для животных, желудочные соки его не переваривают. Только очень немногие насекомые приспособлены к перевариванию воска. Среди позвоночных таких животных нет. Но вот медоуказчики могут — однако не сами. В кишечном тракте у них имеется специализированная бактериальная флора (недавно описаны новые виды, которые известны только у медоуказчиков), и вот эти бактерии разрушают воск, переводя его в перевариваемое состояние. Подобным образом, как известно, инфузории в желудке коровы «помогают» ей усваивать малопитательную и трудноперевариваемую клетчатку. Воск найден в желудке и тех медоуказчиков, которые не водят других животных к пчелиным гнездам. Таким образом, способность переваривать воск — третья особенность медоуказчиков. Впрочем, в жизни медоуказчиков очень много неясного, еще необъясненного.
Четыреста лет назад один португальский миссионер возмутился наглостью небольших серо-бурых птах: они влетали в церковь, дело было в Африке, и прямо на алтаре клевали свечи!

Позднее об этом незначительном происшествии забыли, конечно. Но в последние годы было замечено: медоведы, или медоуказчики, похожие больше на воробьев, только покрупнее, чем на дятлов, действительно прилетают на запах горящих восковых свечей. Именно на запах! Это установлено и наблюдениями, и анатомически: обонятельные доли в мозгу медоведов хорошо развиты. Но почему запах воска влечет этих птиц?

Другая уникальная повадка этих птиц нам все объяснит. Речь идет о дружбе, а вернее, веками установившемся сотрудничестве, некая разновидность симбиоза, медоведа с медоедом — барсуком рате-лем и некоторыми другими дикими животными Африки и даже с человеком.

Медоед-бортник и медовед-разведчик — замечательная пара. Один находит мед, другой его добывает. Едят вместе. Медовед найдет гнездо диких пчел — в Африке многие пчелы, как шмели, живут в земле — и летит к норе рателя. Трещит «чурр-чурр», с куста на куст порхает: вызывает из норы барсука. Тот услышит сигнал и вылезает. Медовед ведет его к пчелиному гнезду. Перелетит немного вперед и поджидает рателя. Потом дальше летит. Приводит к пчелиному гнезду и прячется на дереве.

Барсук разоряет пчелиное гнездо, ест мед и детку, а медовед доедает пустые соты. Эта удивительмая птица, оказывается, может кормиться воском, который желудки других животных не переваривают. Лишь восковая моль, личинки которой живут в пчелиных сотах, оспаривает у медоведа честь воскоеда-уникума.

В кишечнике у медоведа образовался целый мирок симбиотических бактерий и дрожжей. Они-то и разлагают воск, превращая его в жирные кислоты, которые усваивает затем организм птицы..

Жители некоторых мест, где водятся медоведы, следуя указаниям птицы, добывают мед диких пчел. Медоведы и людей приводят к их гнездам.

«В дуплах баобаба очень охотно строят свои гнезда и дикие пчелы.

Когда птица-медоуказчик находит такое гнездо, она издает ликующий крик. На этот зов приходят африканцы, собиратели меда. Эта на первый взгляд невероятная совместная работа людей и птиц возникла, по-видимому, потому, что сначала птицы-медоуказчики призывали своим криком птиц-медоедов. Очевидно, и люди, на их взгляд, имеют на это право. Когда африканцы приходят к месту, птица умолкает.

Африканцы всегда оставляют соты как долю добычи для птицы-медоуказчика.

Лишь только люди удалятся метров на пятьдесят, птичка прилетает, чтобы воспользоваться своей добычей. Сначала она съедает личинки, а затем принимается за соты» (Бернгард Гржимек).

По крайней мере, два вида медоведов занимаются такими делами. А всего их 17: 15 — в Африке, к югу от Сахары, 2 — в Индии (на склонах Гималаев), в Индокитае и на некоторых островах Индонезии.

Род ·Медоуказчики - Indicator