Семейство Настоящие ·дятловые - Picidae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство Настоящие ·дятловые - Picidae

Семейство Настоящие дятловые

Dendrocopos major Семейство Настоящие дятловые - Picidae - отличаются вытянутым телом, крепким конусовидным клювом, короткими ногами, крепкие пальцы которых расположены попарно; в некоторых случаях задний палец не развит и тогда на ноге бывает лишь три пальца; все они снабжены большими, острыми когтями; крылья средней длины; хвост состоит из 10 больших и двух малых рулевых перьев; в оперении пух почти совершенно отсутствует и преобладают кроющие перья. Более всякой другой группы птиц дятлы допускают подразделение по окраске, и потому их называют черными, зелеными, пестрыми и т.д.

Внутреннее строение дятлов представляет много особенностей; всего более замечателен их язык. Он очень вытянут в длину и с каждой стороны усажен пятью или шестью короткими, жесткими колючками, напоминающими зазубренное острие стрелы; две железы, расположенные вдоль сторон нижней челюсти, отделяют клейкую слизь, покрывающую длинную шейку языка. Все особенности строения тела дятла приспособлены к его образу жизни; своими цепкими когтями он держится на отвесных стволах дерева, а хвост предохраняет его от соскальзывания вниз; крепкий, острый клюв как нельзя лучше приспособлен к долблению; наконец, язык, благодаря своей тонкости, проникает в любое отверстие и может следовать за всеми изгибами проточен­ного насекомым хода.

Семейство дятловых состоит из мелких и средней величины птиц: наиболее мелкие виды не больше воробья, тогда как самые крупные по размерам приближаются к вороне. Окраска оперения у дятлов разнообразная, но у большинства видов довольно яркая — черная, зеленая или пестрая.

Оперение жесткое. Крылья умеренной длины, широкие и закругленные — «лесного» типа; первостепенных маховых 10. Хвост состоит из 12 заостренных на конце, с очень толстыми и пружинистыми стволами рулевых перьев. Тело у дятлов вальковатое, коренастое, у подавляющего большинства видов с характерным долотообразным клювом. Ноги короткие, с двумя обращенными назад и двумя вперед пальцами, вооруженными цепкими когтями. Почти все дятлы — дневные, связанные с лесом птицы.

Подавляющее большинство видов этого семейства — типичные лазающие птицы, вся жизнь которых проходит на деревьях. И дятлы хорошо приспособлены к такой жизни: у большинства видов хвост более пригоден для лазания по деревьям, чем для полета. Перья хвоста у дятлов черепицеобразно налегают друг на друга — средняя пара, естественно, сверху. Таким образом создается хорошая опора, которую дятлы всегда используют при лазании, например, по вертикальному стволу дерева. Линька хвоста у дятлов начинается со второй пары перьев от середины хвоста, постепенно переходя на наружные. Лишь после того как самые крайние перья хвоста сменятся, выпадают оба средних пера; расти теперь они могут беспрепятственно, так как птица опирается на уже выросшие новые внешние рулевые перья.

Летают дятлы неохотно, но быстро. Полет у них тяжелый и в то же время стремительный: птица делает резкий взмах крыльями, поднимающий ее ввысь, затем складывает их и стремительно, словно брошенное копье, пролетает некоторое расстояние, быстро теряя высоту, затем вновь взмахивает крыльями и т. д.

За исключением Австралии и Мадагаскара, дятлы распространены по всем частям света. Образ жизни всех дятлов в су­щественных чертах весьма сходен. Боль­шую часть времени они проводят, лазая по деревьям, и даже во время сна привеши­ваются к внутренним стенкам дупла. На землю они спускаются очень редко; неохотно пролетают они также большие расстояния, но это происходит, вероятно, вследствие беспо­койного нрава, который заставляет их ис­следовать едва ли не каждое попадающееся на пути дерево.

Долбя своим клювом, дятел откалывает большие или меньшие куски коры, открывая, таким образом, убежища насеко­мых, вытаскивает их своим языком и проглатывает. Различные насекомые, во всех стадиях их развития, главным обра­зом живущие в деревьях, под корой или в древесине, составляют любимую пищу большинства дятлов; некоторые виды едят также разные ягоды и семена и даже устраи­вают кладовые, в которых сохраняют их; а некоторые американские виды, как рассказывают, грабят иногда других птиц и поедают их яйца и птенчиков.

Голос дятлов, в особенности тот звуч­ный, напоминающий хохот, крик, который далеко раздается по лесу, .звучит замечатель­но весело, и потому понятно, что дятел при­надлежит к одним из наиболее любимых человеком птиц; кроме того, дятлы произ­водят музыку и иного рода: подвесившись к сухому суку, они быстрыми ударами клюва приводят его в колебание; этим вызы­вается громкий звук, который бывает слы­шен на расстоянии многих километров.

Гнездо поме­щается всегда в древесном дупле, выдол­бленном самим дятлом; в сущности, гнездом служит просто дно дупла, выстланное щепками. Кладка состоит из 3—8 блестя­щих белых яиц, высиживаемых обоими родителями. Надо постоянно напоминать людям, что дятлы приносят нам пользу и никогда не причиняют ни малейшего вреда; они истреб­ляют самых опасных врагов леса, и в этом отношении заслуги дятлов неоценимы.

Большинство видов дятлов гнездится в дуплах деревьев. Их чаще выдалбливают сами птицы, реже занимают уже имеющиеся пустоты в древесине. Подстилка в дупле не делается. Кладка бывает обычно раз в году и состоит из 2—13 белых яиц. Насиживают и самец и самка в течение 11—15 дней. Птенцы вылупляются слепыми и голыми. На пятках у них имеются особые кожные образования — утолщения с шиповидными сосочками, так называемая пяточная мозоль, отпадающая вскоре после вылета из гнезда. Она, по-видимому, помогает птенцам карабкаться по стенкам дупла и служит своего рода амортизатором при подпрыгивании навстречу приносящим корм родителям.

После вылета из гнезда птенцы непродолжительное время держатся вместе, затем выводок распадается, и птицы бродяжничают по лесу в одиночку. К зиме значительная часть птиц далеко откочевывает от мест размножения, но на большей части своего гнездового ареала дятлы встречаются круглый год.

Почти все дятлы, добывая себе пищу, в той или иной степени долбят кору деревьев и кустарников. Поэтому ноздри этих птиц покрыты жесткими, обращенными вперед волосковидными перьями, предохраняющими дыхательные пути от попадания в них мелкой стружки, образующейся при долблении. Доставать насекомых из щелей и вскрытых путем долбления ходов дятлам помогают чрезвычайно длинный, далеко высовывающийся из клюва язык и сильно развитые слюнные железы, позволяющие накрепко приклеивать к языку добычу.

Питаются дятлы почти исключительно насекомыми и их личинками, отчасти семенами. Виды дятлов, обитающие в умеренном поясе, большую часть года питаются семенами и лишь в летний период потребляют беспозвоночных. В пище большинства видов дятлов часто встречаются личинки различных насекомых, живущих в тканях деревьев и, следовательно, вредящих лесному хозяйств; Добывают их дятлы либо из-под коры, отламывая ее, либо склевывая с поверхности, либо выдалбливая из толщи древесины. Сдирая с больных древьев кору, дятел убивает личинок и тем сами приостанавливает дальнейшее развитие и размножение вредителей-ксилофагов.

Незараженные деревья дятлы не долбят: долбление здорового н вид дерева служит указанием на то, что дерево поражено. Кроме того, дятлы оказываются чрезвычайно полезными тем, что выдалбливают поврежденных деревьях дупла, которые впоследствии заселяются другими птицами-дуплогнездками.

Численность многих видов дятловых птиц ceйчас заметно сокращается вместе со сведение лесов, а большинству крупных дятлов угрожав вымирание. Дело в том, что крупные дятлы обычно питаются особенно большими личинками. Живущими лишь в огромных вековых деревьях, совершенно не в состоянии приспособиться кормлению в кустарнике и на молодых деревья? Для устройства дупла крупным видам дятлов требуются настоящие лесные гиганты, а если таких деревьев нет, они просто не размножаются.

Крупные дятлы действительно большие птицы поэтому каждой паре необходим значительны участок высокоствольного древостоя, который может дать им приют, а в Европе, Азии, Северной Америке уже почти не осталось девственных лесов.

Распространены дятлы в самых разнообразны древесных и кустарниковых насаждениях во все странах света, за исключением Мадагаскара, Австралии, Новой Зеландии, Новой Гвинеи и многочисленных небольших островов Полинезии. Coстоит семейство дятлов из 209 видов, объединенные примерно в 40 родов.

По мнению Фюрбрингера, дятловые (Pici) птицы, к которым он, кроме собственно дятлов, причисляет также медоедов, туканов и боро­дачей, являются группой, родственной воробьиным и лирохвостам; названные четыре рода птиц во многом сходны по внутреннему строению, но отличаются друг от друга образом жизни.

Помимо классификации, которая приводится ниже, принято также и деление семейства на подсемейства:

Iynginae. Вертишейки
Picumninae. Мягкохвостые дятлы
Psilorhinae
Picinae. Зеленый дятел
Dendrocopinae. Пестрые дятлы. Черный дятел

Характеристика семейств по Е. А. Коблику "Разнообразие птиц"

Представители семейства — птицы с характерным обликом дятла, лишь немногие мелкие виды больше напоминают воробьиных. В процессе эволюции дятловые перешли от типичного для других представителей отряда лазанья при помощи обхватывания веток сильными пальцами к “когтелазанью”. Цепляясь за кору острыми изогнутыми когтями, дятлы лучше других древесных птиц могут передвигаться вдоль толстых ветвей, сучьев, стволов, в том числе по вертикальным поверхностям и поверхностям с отрицательным уклоном. При когтелазании зигодактилия не важна, и наружный палец у большинства дятлов стал оборотным. При положении птицы головой вверх на вертикальном или наклонном стволе он обычно отведен вбок, обеспечивая большую площадь опоры. Задний палец у дятлов также может отводиться вбок, однако его значение как “заднего упора” сведено к минимуму и у ряда видов дятлов (как правило, наиболее специализированных в “когтелазании”) он исчезает. По стволу и ветвям дятлы передвигаются прыжками, переставляя ноги одновременно, а не попеременно, как большинство лазающих птиц. По земле дятлы тоже прыгают, а не ходят. Задерживаясь на стволе для долбления, дятел широко расставляет короткие ноги, обеспечивая себе большую устойчивость. Роль “заднего упора” на стволе дерева вместо пальцев исполняет хвост, у типичных дятлов он жесткий, клиновидный, из 6 пар остроконечных рулевых, но крайняя пара очень мала и скрыта кроющими хвоста. Налегающие друг на друга рулевые оказываются прочной и в то же время упругой опорой. При изнашивании рулевых (в длину они укорачиваются порой на 1 см и более) острые кончики стволов перьев могут буквально “впиваться” в кору, обеспечивая лучшее сцепление с субстратом. Линька рулевых начинается со смены второй пары, затем идет к наружной паре, а центральная пара сменяется только после того, как отрастут все остальные. Таким образом, хвост никогда не теряет своих опорных свойств. Опора на “треножник” из лап и хвоста делает очень эффективными передвижение по стволу вверх и вбок, надежно фиксирует птицу при долблении, но дятлы не могут, подобно некоторым мелким когтелазающим воробьиным, спускаться по стволу вниз головой. Они редко садятся поперек горизонтальной ветки, обхватывая ее пальцами, обычное положение — вдоль ветки, с опорой на хвост. У представителей 4 родов дятловых, не специализированных в когтелазании, хвост обычный, с прямым обрезом, концы рулевых закругленные, мягкие, у африканского дятелка (Sasia (Verreauxia) africana) число рулевых сократилось до 4 пар. Первостепенных маховых 10, они тоже весьма жесткие, а вот покровные перья корпуса могут быть рыхлыми и рассученными. Добавочный стержень на перьях отсутствует или мал, кожа довольно толстая.

Челюстной аппарат большинства дятлов также претерпел значительные изменения по сравнению с исходным состоянием в связи с приспособлением к долблению древесины. Клюв обычно прямой, долотообразный, с продольными гранями жесткости. Сомкнутые кончики надклювья и подклювья образуют острое вертикальное лезвие. Вершина клюва при долблении неизбежно стирается и затупляется, но рамфотека здесь обладает постоянным ростом. Кинетизм надклювья, по понятным причинам, отсутствует, основание клюва несколько “утоплено” в костях черепа и окружено костной губчатой тканью, амортизирующей удары и не дающей опасно сотрясаться всей черепной коробке. Отсутствует у дятлов и клиноринхия (“переломленность” клюва, измеряемая как угол между линией основания черепа и линией челюстей), что также обусловлено постоянной фронтальной нагрузкой на клюв. Ноздри, располагающиеся в основании клюва, прикрыты жесткими перышками во избежание попадания в них древесной трухи и опилок. Адаптация к долблению потребовала от дятлов перестройки мышц шеи, смещения на нижнюю часть черепа затылочного мыщелка, отчего голова приобрела сходство с молотком, насаженным на тонкую “рукоятку”.

Для обнаружения кормовых объектов в древесине дятлы используют тонкий слух. Сделав пробный удар, птица приникает к коре и прислушивается к шорохам, которыми выдают себя встревоженные личинки. Раздолбив ход насекомого, дятел проверяет присутствие добычи при помощи осязания, зондируя его языком, и даже визуально, заглядывая в отверстие. Язык у всех дятлов, даже не долбящих, выполняет роль чуткого зонда и инструмента по извлечению живой добычи из узких ходов. Он очень длинный, тонкий и подвижный, может выдвигаться на всю длину клюва (у некоторых видов и дальше), что обеспечено особым строением подъязычного аппарата. Его рожки прикреплены в области правой ноздри, затем протягиваются на лоб и макушку, разделяясь, огибают череп снизу и сливаются уже в ротовой полости. Конец языка жесткий, он заострен, обычно несет направленные назад шипы, что позволяет накалывать на него личинку. Покрывающая язык липкая слюна из мощно развитых нижнечелюстных слюнных желез сильно облегчает эту задачу, порой насекомое просто прилипает к языку.

Предполагают, что изначально предки дятлов были насекомоядными птицами, предпочитающими добывать муравьев, их личинок и куколок. Подвижный язык развился у них в связи с “муравьедением” и изначально предназначался для зондирования галерей в наземных и подземных муравейниках. Подавляющее большинство дятлов и сейчас охотно поедает муравьев, а для некоторых видов муравьи продолжают оставаться основой рациона. Охотясь за древесными муравьями, дятлы со временем освоили когтелазание по стволам, научились обследовать языком ходы в древесине, щели под корой, а впоследствии и раздалбливать кору и древесину.

Все большее значение в питании стали приобретать личинки древоточцев, короедов, усачей и других насекомых-ксилофагов. Обычно дятел методично обследует и выстукивает дерево за деревом, слетая на нижнюю часть ствола и постепенно передвигаясь вверх зигзагами или по спирали, ветки обрабатывает в направлении от их основания до тонких концевых развилок.

Приобретенная способность к долблению позволила дятлам в дальнейшем значительно расширить спектр питания за счет кормов растительного происхождения. Они научились раздалбливать желуди, орехи, шишки, особое значение калорийное растительное питание приобретает в зимнее время в умеренных широтах, когда насекомые неактивны и труднодоступны. Некоторые дятлы способны запасать растительные корма с осени, особенно преуспел в этом североамериканский желудевый, или муравьиный дятел (Melanerpes formicivorus), постоянные семейные группы которого запасают желуди в коре облюбованных деревьев, выдалбливая ячейку для каждого желудя и заклинивая его там. За осень большая семья может запасти до 50 000 желудей. Птицы держатся у “кладовой” всю зиму, не только кормясь запасами, но и периодически выбрасывая испорченые желуди, отгоняя чужих дятлов (для других птиц и белок заклиненные желуди оказываются недоступными). Иногда эти дятлы “фаршируют” желудями даже телеграфные столбы.

В умеренных широтах весной, а в тропиках круглый год многие дятлы выдалбливают отверстия в коре и лубе для сбора сахаристого древесного сока. Заплывшие отверстия дятлы подновляют, долбят рядом новые. Специализированные в сокоедении американские дятлы-сосуны (род Sphyrapicus, 4 вида) выдалбливают на ветвях правильные ряды стандартных ячеек, причем величина и форма ячеек зависит от породы дерева, а точнее от консистенции его сока.

При наблюдении за работой дятла с близкого расстояния поражает буквально “математическая” выверенность ударов его клюва. Нанося точные удары под разным углом то там, то здесь, дятел может откалывать огромные щепки, отрывать куски коры, делать аккуратные круглые отверстия. Порой кажется, что птица действует не инстинктивно, а применяет сложные инженерные расчеты. Способность к долблению активно используется дятлами и в репродуктивных целях. Несмотря на то, что голоса у большинства дятлов пронзительные, громкие и хорошо слышные, важным видоспецифическим брачно-территориальным сигналом самца (а иногда и самки) стала барабанная дробь. Несколько варьируя частоту и тембр дроби, птица может передать другим особям своего вида самую разную информацию. Обычно дятел выбирает сухой ствол или сук, резонирующий удары, и, кроме того, при вибрации повышающий частоту ударов. При небольшом навыке барабанные дроби дятлов разных видов легко различаются и человеком. Так, например, дробь черного дятла звучит в диапазоне 1-1.5 кГц, насчитывает около 40 ударов и длится 2-3 секунды, а у большого пестрого дятла она выше и короче — около 4 кГц и 12-16 ударов за 0,6 секунды.

Наконец, большинство дятлов самостоятельно долбят дупла для гнездования и ночевок. Обычно выбирается дерево с начинающей загнивать сердцевиной, и птице остается выдолбить в твердой древесине лишь леток. Новое дупло дятлы выдалбливают для каждого сезона размножения, реже занимают свое прошлогоднее или брошенное чужое дупло. Другие дупла, находящиеся на территории, птицы используют под ночевки в течение круглого года. Немногие виды, обитающие в безлесных районах, роют и долбят норы в обрывах, склонах холмов, термитниках. Большинство видов дятлов территориальны, ведут одиночный образ жизни, гонят со своих участков других конспецифичных особей. Пары соединяются лишь на период гнездования с объединением территорий самца и самки, у многих видов брачные партнеры-соседи более или менее постоянны. В основном дятлы моногамны, однако есть случаи бигамии и полигамии. Самки желудевых дятлов откладывают яйца в общее гнездо, все члены группы по очереди насиживают кладку и выкармливают птенцов. У большинства дятлов в паре доминирует самка. В процессе ухаживания дятлы принимают самые разнообразные позы, совершают ритуальные движения головой и шеей, ерошат оперение. В токовых позах преобладают угрожающие жесты. Вообще дятлы весьма агрессивны по отношению не только к собратьям, но и к другим птицам. Визуальная сигнализация, наряду со звуковой, играет в их жизни большую роль. Оперение у большинства представителей семейства имеет яркие и контрастные пятна-маркеры, видимые на далеком расстоянии даже под пологом леса. Особенно характерны метки на голове, величина, форма и цвет шапочки (или хохла), различающиеся у самца, самки и молодых птиц. Клюв и ноги не являются маркерами и обычно окрашены в тусклые тона. Благодаря узору из пятен на спине, крыльях, хвосте дятлы близких видов хорошо различаются и в полете. Полет у них весьма характерный — стремительный, волнообразный, с чередованием быстрых взмахов и скольжения со сложенными крыльями, обычно дятел, издавая крики, пролетает небольшое расстояние и садится на ствол или ветку.

У видов умеренных широт период размножения начинается весной, в тропиках гнездование часто не приурочено к определенному сезону года. В кладке от 2 до 14 (обычно 4-8) яиц, насиживание длится 11—18 дней. Оно может начинаться после откладки первого яйца, с середины или с конца кладки, в зависимости от этого птенцы вылупляются асинхронно или синхронно. Наседные пятна формируются у обоих полов. У большинства представителей семейства птенцы голые, у немногих — слабоопушенные. Родители выкармливают выводок насекомыми, у немногих видов развито гнездовое помощничество. Птенцы покидают гнездо в возрасте 19—35 дней, полностью оперенными и способными к полету (у крупных видов онтогенез проходит дольше). Примерно 2-3 недели выводок кочует вместе с родителями, взрослые докармливают птенцов затем он распадается, родители прогоняют молодых со своего участка, и те начинают послегнездовую дисперсию. Половозрелость наступает на следующий год. В году обычно лишь один выводок, линька тоже раз в году, в послегнездовое время.

Большинство дятлов оседлы или совершают местные кочевки, немногие виды предпринимают настоящие сезонные миграции (например, дятлы-сосуны (сокоеды) улетают на зиму из умеренных широт в субтропики, а вертишейка — в тропики).

Мелкие дятлы во внегнездовой период нередко переселяются в заросли крупнотравья, тростника, бамбука, лазают по полым стеблям, как по тонким древесным стволам, обследуют и долбят их. В пустынях Нового Света местные дятлы делают дупла в канделябровых кактусах сагуаро, древовидных агавах, юкках. Единичные виды дятлов совсем покинули биотопы с древесной (или напоминающей таковую) растительностью и освоили полностью открытые пространства. Южноафриканский земляной дятел (Geocolaptes olivaceus) — наземная птица, гнездящаяся в норах глубиной до 1 м. Обычно он добывает беспозвоночных, как удод, обследуя пустоты и щели, разрывая почву, зондируя подстилку. Сходный образ жизни ведут некоторые южноамериканские шилоклювые дятлы — пампасный (Colaptes campestris) и андский (С. rupicola). Последний поднимается в перуанских Андах до 4600 м и наиболее типичен для пояса пуны. Для наземных дятлов характерен и очень специфический способ кормодобывания — они переворачивают и раздалбливают сухие лепешки помета копытных, вылавливая навозников и других насекомых-копрофагов.

В лесных экосистемах дятлы выполняют чрезвычайно важную роль, будучи в наибольшей из всех птиц степени ориентированными на питание насекомыми, скрытно живущими в тканях деревьев. Присутствие дятлов регулирует размножение ксилофагов, позволяет продлить срок жизни дерева, уже пораженного вредителями, и предохраняет здоровый древостой от заражения. Сбивая кору, дятел иногда, напротив, вызывает ускоренное усыхание дерева, что также оказывается вредным для личинок некоторых древоточцев. Часто дятлов называют “лесными докторами”. Собирая насекомых на больных растениях, дятлы порой переносят споры грибов, разрушающих древесину, но для здорового дерева такие споры обычно не представляют опасности. Численность и соотношение видов дятлов — своеобразный показатель здоровья леса. Так наблюдающееся в последние годы в средней полосе Европейской России неуклонное повышение численности трехпалого дятла (специализирующегося на древоточцах, обитающих в усыхающих хвойных деревьях) — тревожный признак, указывающий на неблагополучие ельников и сосняков. Чрезвычайно велика положительная роль дятлов в качестве поставщиков дупел для самых разных птиц-дуплогнездников. С другой стороны, дятлы часто разоряют гнезда мелких птиц, поедают яйца и птенцов. Как в тропиках, так и в умеренных широтах во внегнездовой период дятлы становятся характерными участниками смешанных стаек насекомоядных птиц, вместе с ними кочуют по лесу. Часто именно дятел играет роль “ядра”, вокруг которого собирается стайка. Другие пернатые пользуются тем, что дятел долбит древесину, отрывает куски коры, и находят после его кормежки еще немало поживы. Естественные враги дятлов, как и других лесных птиц, — ястреба, совы, куницы и другие мелкие лазающие четвероногие хищники, древесные змеи. Дятлы не очень пугливы, заметив приближение опасности, предпочитают переползать на противоположную сторону ствола или ветки, незаметно выглядывая оттуда и наблюдая за ситуацией.

Поскольку дятлы в значительной степени зависят от наличия в лесу больших старых деревьев (питание, гнездование), то даже санитарные рубки по очистке леса для них вредны. В связи с вырубкой лесов в первую очередь страдают крупные виды, имеющие огромные гнездовые и кормовые участки и неспособные жить в мелколесье или мозаичных пятнах леса. На некоторые виды дятлов продолжают охотиться в тропиках из-за мяса. Многие дятлы охотно селятся рядом с человеком и извлекают из этого соседства пользу, кормясь плодами и орехами в садах, посещая кормушки, свалки, помойки. За счет посадок деревьев в степной и пустынной зонах идет увеличение численности и расширение ареалов ряда видов, приспособившихся к трансформированным древостоям. Так, в Восточной Европе (включая Россию и Украину) в последние годы активно расселяется сирийский дятел (Dendrocopos syriacus) — типичный обитатель садов, парков, лесополос.

В Красную книгу МСОП внесено 11 видов дятлов из 6 родов. Наиболее трагическая ситуация сложилась с двумя самыми крупными и красивыми дятлами, обитающими в западном полушарии. Императорский дятел (Campephilus imperialis), населявший сосново-дубовые леса мексиканского хребта Западная Сьерра-Мадре (высоты 2000—3000 м), видимо, вымрет в течение ближайшего десятилетия. Специальные исследования конца 1990-х гг. показали наличие лишь 2-х территориальных птиц в очень удаленных друг от друга районах. Очень сходный (отличающийся несколько меньшими размерами и деталями окраски) белоклювый дятел (С. principalis), похоже, полностью исчез из сосняков юго-востока США. Есть надежда, что около десятка особей другого подвида (С. р. bairdii) сохранилось в горных лесах на западе Кубы (последний раз птиц видели здесь в 1992 г.). На этом острове живет и другой редкий вид — эндемичный кубинский наземный дятел (Colaptes fernandinae), его численность не превышает 800 особей. Из тугайных лесов Ирана, Афганистана, Туркмении исчез желтоклювый чешуйчатый дятел (Picus squamatus flavirostris). Этот подвид некогда был занесен в Красную книгу СССР. Чешуйчатый дятел номинативного подвида (Р. s. squamatus) сохранился в Гималаях. На мексиканском о-ве Гуадалупе в начале XX в. вымерла местная форма золотого дятла — Colaptes auratus rufipileus. Под угрозой исчезновения находится изолированная крупная раса белобрюхой желны Dryocopus javensis richardi, обитающая в лесах Кореи (другие подвиды распространены в тропиках и более обычны). Еще одна желна — шлемоносная (D. galeatus) — сохранилась только в национальном парке Игуасу на юге Бразилии и также может в любой момент исчезнуть. Охраняется и объявлен памятником природы Японии окинавский дятел (Sapheopipo nouguchii). В лиственных лесах о-ва Окинава (архипелаг Рюкю) живет, по разным подсчетам, от 146 до 584 этих эндемичных птиц.

В семействе дятловых обычно насчитывают 210-220 современных видов, их группируют в 27-30 родов, порой число родов доводят до 40-50. Выделяют до 9 триб и 3 подсемейства — вертишейковые (Jynginae, род Jynx, 2 вида), дятелки (Picumninae, роды Picumnus, Sasia, Nesoctites, 30 видов) и настоящие дятлы (Picinae, роды Melanerpes, Sphyrapicus, Xipidiopicus, Campethera, Geocolaptes, Dendropicos, Picoides, Veniliornis, Piculus, Colaptes, Celeus, Dryocopus, Campephilus, Picus, Dinopium, Chrysocolaptes, Gecinulus, Sapheopipo, Blythipicus, Reinwardtipicus, Meiglyptes, Hemicircus, Mulleripicus, более 180 видов). Виды первых 2-х подсемейств не обладают развитой способностью к когтелазанию и долблению. Вертишеек раньше иногда выделяли в отдельное семейство Jyngidae.

Первые представители семейства дятловых известны из нижнемиоценовых отложений, самые древние находки сделаны во Франции, описано несколько ископаемых видов. Несомненно, дятлы — тропическая по происхождению группа, в умеренные широты проникли представители лишь немногих эволюционно молодых родов. Центр возникновения группы пока неясен, возможно, это Южная Америка, но тогда непонятно, почему дятлы не заселили Австралию через умеренные леса Антарктиды (как это сделали сумчатые млекопитающие). Дятловые распространены шире других семейств отряда, 3 южноамериканских вида достигают южной оконечности материка, 5 североамериканских заходят за Полярный круг. В восточном полушарии за Полярным кругом встречаются б видов, дятлы достигают юга Африки, Цейлона, Малых Зондских о-вов. Нет дятлов в Сахаре, на большей части Аравии, в некоторых пустынях Средней и Центральной Азии (хотя южноамериканские и южноафриканские пустыни они заселяют). В лесных областях земного шара, где дятловые отсутствуют, экологическую нишу специализированных “охотников за древоточцами” частично занимают другие животные. На Мадагаскаре это лемуры руконожки (Daubentonia madagascariensis), в Австралии и на прилегающих островах — крупные какаду и некоторые насекомоядные кускусы (например, из рода Dactylopsila). Для Нового Света .эндемичны 8 родов дятлов (Sphyrapicus — только для Северной Америки), для Евразии — 10 родов, для Африки — 3 рода. Соотношение эндемичных и субэндемичных видов несколько иное — в Новом Свете их более 120 (в Северной Америке — 26), в Евразии — 62, в Африке — 30. Высок процент эндемизма дятлов на Больших Антильских о-вах: здесь обитает 7 местных видов, включая представителей эндемичных родов Nesoctites и Xipidiopicus. Много эндемиков и на островах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Процесс видообразования в некоторых родах семейства еще не завершен. В составе родов Melanerpes, Colaptes, Sphyrapicus, Сатpethera известны формы, по внешним признакам представляющиеся хорошо различимыми видами, однако регулярно и широко гибридизирующие друг с другом в зонах перекрывания ареалов. Таксономический статус подобных форм нечеток и трактуется по-разному. В эволюционном смысле они обычно представляют собой группы популяций или рас, долгое время развивающихся в изоляции и приобретших многие видовые черты, но не выработавших еще надежных механизмов репродуктивной изоляции. В сравнительно недавнее время в результате климатических и ландшафтных изменений (например, отступления ледников, аридизации или гумидизации, экспансии лесов, возможно, даже антропогенной трансформации) ареалы расширились, географическая изоляция родственных форм была нарушена, а путь к видовой самостоятельности оказался прерван на разных стадиях в результате интрогрессии генов соседей. Вероятно, происходит обратное слияние таких “полувидов” или “мегаподвидов” в единый вид, сопровождающееся размыванием их фенотипов, однако допускаются и иные сценарии развития событий, вплоть до гибридогенного возникновения новых видов. Описанный феномен лучше всего изучен на американских таксонах дятлов, однако это не значит, что подобные явления происходят только в Новом Свете. Ситуация с некоторыми надвидовыми комплексами евразиатских пестрых и зеленых дятлов требует не менее пристального внимания.

В России гнездится 13 видов дятловых из 5 родов. В Красную книгу нашей страны включены европейский подвид среднего пестрого дятла (Dendrocopos medius medius) и рыжебрюхий дятел (D. hyperythrus), единичные случаи гнездования которого отмечены недавно на Дальнем Востоке России.

Подсемейство ·Вертишейки - Jynginae