Подотряд Настоящие ·дятлы - Pici | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Подотряд Настоящие ·дятлы - Pici

Подотряд Настоящие дятлы

Dendrocopos minor Подотряд Настоящие дятлы - Pici - распространен по всему земному шару, кроме Австралии и Мадагаскара; особенно обильны дятлы в неотропической зоне Южной Америки.  Всего известно более 350 видов (из 400 отряда Piciformes), из них более половины видов относится к семейству Picidae.

Почти все дятлы - лесные птицы; отлично лазают, по земле движутся неуклюжими прыжками. Гнездятся дятлы в полостях стволов деревьев; птенцы слабы и неразвиты. Кроме семейства вертишеек и мягкохвостых дятлов - Picumnidae, сюда принадлежат настоящие дятлы - Picidae - отличающиеся: многогранным, на конце долотообразным, клювом, который редко бывает короче головы; языком, спереди заостренным и снабженным обращенными назад остриями, а в задней части - гибким и цилиндрическим; средней длины крыльями; клиновидным хвостом из очень жестких, на концах растрепанных, перьев.

Питаются дятлы главным образом насекомыми и их личинками; некоторые едят также ягоды и семена. Насекомых добывают, долбя кору и древесину и всасывая в проточенные насекомыми ходы свой необыкновенно подвижный и гибкий язык; некоторые питаются также ягодами и семенами; так, наш большой пестрый дятел очень любит семена хвойных деревьев и добывает их, защемляя зрелые шишки в отверстия в стволах деревьев и разбивая их клювом.

Дятлы считаются чрезвычайно полезными лесными птицами, хотя некоторые исследователи считают их вредными, преувеличивая значение повреждений деревьев, истребления семян хвойных деревьев и полезных для леса муравьев. Дятлы - оседлые или кочующие птицы, живущие обыкновенно по одиночке и вне периода размножения лишь иногда собирающиеся в стада. Самец в период спаривания издает своеобразный трещащий звук, барабаня клювом по сухой ветке или сильно ударяя по ней и приставляя к ней затем свой клюв.

Дятлы гнездятся в полостях, выдолбленных ими самими в стволах деревьев; самка кладет 3-8 белых блестящих яиц и насиживает их вместе с самцом; подстилкой для яиц служат щепки. В Петербургской губернии высиживание в мае. В таких же пустотах дятлы ночуют.

Дятлы подразделяются на несколько родов. Самый крупный вид - дятел королевский - Campephilus imperialis, блестящего черного цвета с белыми полосами и красными висками, хохлом на затылке и верхней части шеи у самца; у самки хохол черный; длина равна 55 см. Центральная Америка и южная часть Северной Америки.

На территории стран СНГ водятся:
1) черный дятел, или желна - Dryocopus martius - черного цвета; у самца темя и затылок, у самки только затылок красного цвета; длина 48 см. (Европа и Азия до северного склона Гималаев). Предпочитает хвойные леса.
2) Большой пестрый дятел Dendrocopus major; темя, спина, надхвостье и полоски, идущие вниз от углов рта, черные; подхвостье карминно-красное, остальные части и 5 полос на крыльях белые. У самцов затылок красный, у самки черный, у молодых вся верхняя часть головы красная; длина равна 24 см. Вся Европа, Сибирь, Япония. Преимущественно в хвойных лесах.
3) Белоспинный дятел Dendrocopos leucotos; нижняя часть спины и надхвостье белые; брюхо и подхвостье розово-красные с черными продольными пятнами; плечи черные; на крыле 6 белых полос; самец с красной, самка с черной верхушкой головы; длина 28 см. Северная и северо-восточная Европа и северная Азия. Лиственные леса.
4) Средний пестрый дятел Dendrocopos medius; спина, надхвостье и черные полоски, начинающиеся под ухом, черные; подхвостье и часть брюха розово-красные с черноватыми продольными пятнами; темя карминно-красное (у самца красный цвет простирается дальние), плечи и 6 полос на крыльях белые; длина 21 см. Европа, особенно лиственные леса. У нас встречается лишь в западных губерниях.
5) Малый пестрый дятел Dendrocopos minor; середина спины с черными и белыми полосками; нижняя сторона белая с черными продольными пятнами; крылья с 5 белыми полосками; у самца красное, у самки белое пятно на макушке; длина 16 см. сев. и средняя Европа и Сибирь и северо-восточная Африка; лиственные леса.
6) Трехпалый дятел Picoides tridactylus; оперение представляет смесь белого и черного цветов; темя у самца желтое, у самки серебристо-белое; три пальца; длина 18 см. Северная и северо-восточная Европа и высокие горы южной и средней и вся Азия до Тянь-Шаня.
7) Зеленый дятел Picus viridis, сверху яркого оливково-зеленого, снизу желто-зеленого цвета; темя, а у самца и пятнышка на черных полосках углов рта красные; длина 31 см. Европа (кроме Испании) и Персия; на востоке становится реже; предпочитает не сплошные леса.
8) Седой дятел Picus canus; голова серая, лишь у самца красное пятно на лбу; сверху оливково-зеленого, снизу зеленовато-серого цвета; длина 30 см. Водится во всей Европе, кроме Великобритании, и во всей Сибири.

Семейство Настоящие ·дятловые - Picidae