Филин виргинский | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Филин виргинский

Виргинский филин

Виргинский филин - Bubo virginianus - впервые был встречен в колонии Виргиния, по которой и получил свое имя. У него просматриваются перьевые ушки, давшие ему другое название - «большой рогатый филин». Виргинский филин имеет размах крыльев до 1,5 метров. Имеет окраску, варьирующую от рыжевато-бурой до серой, черной или белой. Бледно-серый тон распространен у птиц, живущих в лесотундре и пустыне, а охристые, каштановые и темно-бурые цвета преобладают у филинов из влажных тропиков и субтропиках. Нижние перья светло-серые, на груди и брюшке с темными разводами и поперечными белыми полосами. Глаза большие оранжево-желтые, у некоторых подвидов лицевой диск оторочен оранжевой пуховой каймой. «Ушки» хорошо развиты. Ноги опушены вплоть до кончиков пальцев. Неполовозрелые птицы похожи на взрослых.

Самки виргинского филина на 10-20% крупнее самцов. Длина 46-63,5 см, размах крыльев 91-152 см, масса 900-1800 г.

Виргинский филин охотится из засады, высматривая добычу с высокой ветки, или паря над открытым местом, преследуя жертву. Способен взять добычу в 2-3 раза тяжелее себя самого. Расхаживая по земле, добывает мелких животных, из воды ловит лягушек и рыбу. Забирается в птичники и ворует цыплят. Грызунов и кроликов заглатывает целиком. Более крупную добычу расчленяет и прячет вблизи гнезда. В рационе насчитывается 253 наименования животных и птиц, но предпочтение отдает зайцам и кроликам. виргинский филин нападает на белок, скунсов, енотов, домашних кошек и собак, мышей, кротов и землероек, мускусных крыс и летучих мышей. Из птиц питается совами (за исключением полярной совы, дятлами, воронами, индюками, голубями, утками и морскими птицами. Из рептилий нападают на змей, черепах, ящериц даже молодых аллигаторов. Из амфибий питается лягушками, жабами и саламандрами. Дополнением к рациону служит рыба, крупные насекомые, скорпионы, многоножки, раки, черви, пауки и падаль.
Размножение этого вида филина происходит в январе-феврале, брачный сезон сопровождается интенсивной вокализацией самца, к которому иногда присоединяется и самка. В разгар тока самец совершает круги вокруг избранницы в ритуальном танце, они кланяются друг другу. Некоторые птицы трутся друг о друга. Гнезд филин не строит, занимая пустующие гнезда соколов, воронов и ворон. Гнездится в нишах, небольших пещерах, а в случае отсутствия подходящего места прямо на земле, иногда на ровном месте у корней дерева, реже - в дуплах. Филины очень агрессивны, обороняя свое гнездо, не прекращая атаки до тех пор, пока не убьют преследователя или не изгонят его. В апреле-мае самка откладывает два-четыре яйца с интервалом 3 дня, которые насиживает не больше 26-35 дней. Молодые могут покидать пределы гнезда, исследуя соседние ветви уже на 6-7 неделю, но летать начинают только в возрасте 9-10 недель. Они растут медленно, и на протяжении еще нескольких недель родители их кормят.

Все лето семейная группа держится вместе, а осенью молодые покидают территорию родителей. Взрослая пара остается на своей территории, тогда как молодые могут удалиться на расстояние до 250 км. Территории остаются за парой на срок около 8 лет. Совы ведут одиночный образ жизни, образуя пары лишь на время сезона размножения. В среднем территориальные владения сов составляют порядка 2 кв.км.

Продолжительность жизни филинов довольно высокая. В условиях содержания они могут прожить 29-38 лет, в природе - до 13 лет. Причина сокращения численности – хозяйственная деятельность человека (линии электропередач, интенсивное дорожное движение), в некоторой степени являются предметом охоты.
Виргинский филин - широко распространенный вид, населяет лесные массивы, пустыни и равнины, встречается вплоть до городских парков. Обитает повсеместно на территории Северной Америки, на севере ареал обитания совпадает с районом тайги, а также в Центральной и Южной Америке. Оседлый вид, птицы северных популяций на зиму могут откочевывать южнее. Выделяют 21 подвид, хотя между исследователями еще существуют разногласия по поводу некоторых подвидов.

Bubo virginianus virginianus - от Миннесоты на восток до Нова Скотиа и на юг до восточного Техаса и Флориды;
Bubo virginianus mesembrinus - из Коста-Рики идентичен и считается тем же подвидом Bubo virginianus virginianus;
Bubo virginianus saturatus - вдоль побережья от юго-востока Аляски на юг до побережья Северной Калифорнии;
Bubo virginianus heterocnemis - на севере Квебека, Лабрадоре и Ньюфаундленде;
Bubo virginianus lagophonus - во внутренних областях Аляски и Юкона на юг через Орегон до северных и центральных районов Калифорнии и северо-запада Монтаны;
Bubo virginianus wapacuthu - на самом севере и северо-востоке Северной Америки;
Bubo virginianus subarcticus - от юго-восточного Юкона, восточной Британской Колумбии и Долины Макензи на восток до западной Манитобы;
Bubo virginianus occidentalis - от южных районов Альберта, Саскачевана и Манитобы на восток до острова Ройаль и на юг до северо-востока Калифорнии и центрального Канзаса;
Bubo virginianus pacificus - в Северной и Центральной Калифорнии вплоть до южных ее областей;

Bubo virginianus pallescens - во внутренних районах от Юго-восточной Калифорнии на восток до северных и центральных районов Техаса и дальше на юг. Подвид Bubo virginianus melanocercus ему идентичен.

Bubo virginianus elachistus - на юге Калифорнийской Байи - самый мелкий вид из филинов Северной Америки;
Bubo virginianus mayensis - в Мексике, Центральной Америке;
Bubo virginianus nigrescens - в Эквадоре и Колумбии, имеет темное оперение, ему идентичен вид Bubo virginianus colombianus;
Bubo virginianus Deserti - Байя, Бразилия;

Bubo virginianus nacurutu - в Южной Америке, на востоке Анд в северо-западных районах Венесуэлы, Гвианы Перу через Боливию (исключая Амазонию) и Парагвай до Центральной Аргентины и Уругвая. Подвиды  Bubo virginianus scotinus и Bubo virginianus elutus ему идентичны.

Bubo virginianus algistus - на западе Аляски;
Bubo virginianus scalariventris - на востоке Манитобы, а также севере и западе Онтарио.

По материалам сайта http://www.owlpages.com.