Надсемейство ·Пальцекрылковые - Pterophoroidea | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Надсемейство ·Пальцекрылковые - Pterophoroidea

Надсемейство Пальцекрылковые

Geina tenuidactyla Надсемейство Пальцекрылковые - Pterophoroidea - включает одно семейство Пальцекрылки - Pterophoridae, куда входят бабочки с видоизмененными крыльями. Передние крылья состоят из двух кривых лопастей с некоторым числом длинных щетинок (для сравнения у семейства Alucitidae этих плюмажных щетинок  больше). Задние крылья состоят из трех лопастей. У ряда видов имеются обычные крылья, как у бабочек.

При отдыхе пальцекрылки вытягивают и сворачивают крылья, напоминая пучок травы. Гусеницы кормятся на стеблях и корневищах.

Известные виды - это артишоковая пальцекрылка - Platyptilia carduidactyla), сельскохозяйственный вредитель в Калифорнии, гераниевая пальцекрылка Platyptilia pica и львинозевовая пальцекрылка  Stenoptilodes antirrhina причиняет вред садовым растениям. Некоторые пальекрылки используются в качестве биологической защиты от растений-сорняков - Lantanophaga pusillidactyla против кустарниковой вербены и Oidematophorus beneficus против растения Ageratina riparia.

Семейство пальцекрылок традиционно делится на три подсемейства: Agdistinae Tutt, Platyptilinae Tutt и Pterophorinae Tutt. Такое деление, однако, применимо к европейской фауне, но в Палеарктике выделяют ещё два подсемейства ― Ochyroticinae Wasserthal и Deuterocopinae Gielis.

По образу жизни гусениц пальцекрылок можно подразделить на две группы: скрытноживущие и открытоживущие. Более 2/3 фауны пальцекрылок Дагестана относятся к первой группе. В ходе исследований наблюдалось развитие Platyptilia calodactyla (в младших возрастах) происходящее путём минирования листьев мать-и-мачехи. Значительная часть дагестанских пальцекрылок минируют только листья, стебли, корни или цветки. Из группы открытоживущих видов наблюдались гусеницы Pterophorus pentadactylus, которые скелетировали нижнюю сторону листьев вьюнка полевого, в основном вдоль жилок. Гусеницы старших возрастов съедают листья почти полностью, оставляя только толстые грубые жилки.

Большинство пальцекрылок дают по два поколения, но есть виды, например, Pterophorus pentadactylus, которые развиваются в 3-4 поколениях. Установлена зимовка гусениц старших возрастов. Единственный род, виды которого зимуют на стадии бабочки – Emmelina Tutt.

Семейство ·Пальцекрылки - Pterophoridae