Агама обыкновенная, или красноголовая | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Агама обыкновенная, или красноголовая

Agama agama
Агама обыкновенная, или красноголовая - Agama agama - отличается удивительной яркостью окраски.  Вся голова живой агамы огненно-красного цвета, горло покрыто мелкими желтыми пятнами, туловище и конечности блестящего темно-синего стального цвета, по спине проходит яркая белая полоса, которая, впрочем, иногда и не замечается. Нижняя сторона хвоста от заднего прохода до середины соломенно-желтого цвета, а соответственная верхняя сторона стального светло-голубого; остальная часть хвоста огненно-красная, а кончик темно-синий со стальным отливом. У старых животных хвост у основания сверху и снизу светло-голубой со стальным отливом, затем идет огненно-красная полоса, которая занимает почти всю остальную половину хвоста, и только на конце замечается короткая темно-синяя верхушка. У самки все тело имеет обыкновенную бурую окраску со светлой спинной полоской. Молодые самцы похожи на самок, но отличаются светло-желтыми пятнами на голове и затылке.

Агама широко распространена по всей Западной Африке, ареал обитания простирается на север до Сенегамбии, а на юге до реки Кунене. Однако, к югу она встречается реже.

Хотя обычное местообитание агамы - это саванна, в деревнях эти ящерицы встречаются в большом количестве: их замечаем повсюду на глиняных стенах хижин, на соломенных и пальмовых крышах и на выбеленных домах европейцев; иногда они спокойно лежат и греются под перпендикулярными лучами горячего тропического солнца, иногда проворно бегают взад и вперед, чтобы ловить насекомых, В высшей степени своеобразны движения этих животных, лишь только они заметят что-либо необыкновенное или к ним приближается человек.

Хотя они и привыкли к людям и даже отыскивают их жилища, но все же оказываются такими же пугливыми, как и другие ящерицы, и постоянно стараются избежать воображаемой опасности. Когда они приходят в беспокойство, то быстро двигают головой вверх и вниз, причем то приподнимают, то опускают переднюю часть тела, опираясь на передние конечности, так что кажется, будто они кланяются, нагибая свою красную голову. Чем ближе подходишь, тем быстрее становятся эти движения и, наконец, животное с быстротой молнии исчезает в трещине стены или во внутренности соломенной крыши.

Агамы держатся группами по десять-двадцать особей. Вожак - старый самец, остальные члены - самки и молодняк. Ночью окрас агам темно-коричневый, утром окраска доминантного самца может измениться: тело становится светло-голубым, а хвост оранжевым. цвет меняется в зависимости от настроения вожака.  Когда самцы дерутся, головы у тих темно-бурые, а по бокам видны белые пятна. Это происходит, когда чужой самец проникает на территорию стаи. nТакие же драки происходят между вожаком и молодыми самцами за доминировании в стае. Схватки бывают очень свирепыми.

Самки однотонно бурые. Среди них есть высокоранговая самка, которая руководит остальными самками и близка к вожаку.