Семейство ·Колибри - Trochilidae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство ·Колибри - Trochilidae

Семейство Колибри - Trochilidae

К семейству Колибри - Trochilidae - принадлежат мелкие птицы, величина которых колеблется от шмеля до ласточки. Традиционно рассматривается в качестве подотряда Колибри Trochili отряда стрижеобразных. Согласно таксономии Сибли-Алквиста колибри выделены в самостоятельный отряд. К колибри относятся самые мелкие птицы Земли (размером 5,7 см и весом 1,6 г). В то же время есть колибри и более крупных размеров (длина до 21,6 см, вес до 20 г).

Наименьший вид — птица-муха (Mellisuga minima), сверху зелёного, снизу белого цвета; водится на Ямайке и Гаити, величиной со шмеля.

Самый крупный вид — гигантский (исполинский) колибри (Patagona gigas (Vieillot, 1824)), с прямым длинным клювом и вилообразным хвостом, сверху бледно-бурого цвета с зелёным блеском, снизу красновато-бурого, с серо-жёлтым надхвостьем, длиной 21,6 см; водится в большей части западных стран Южной Америки, попадается также на высоте 4000—5000 м. На крайнем юге это перелётная птица.

Колибри отличаются от других птиц длинным тонким клювом, верхняя половинка которого в основном обхватывает краями нижнюю, отсутствием щетинок у основания клюва, длинным, глубоко раздвоенным языком, который может далеко выдвигаться изо рта, длинными, острыми крыльями с 10, редко 9, большими маховыми и лишь шестью очень короткими малыми, почти скрытыми под кроющими перьями, слабыми, очень маленькими ногами, имеющими длинные когти и совершенно не пригодными для ходьбы.

Клюв, который у одного вида — мечеклювого колибри (Ensifera ensifera) — длиннее тела, то прямой, то дугообразно, иногда, очень сильно согнутый вниз, у некоторых вверх. Перья на голове образуют часто различные пучки, хохолки. Крылья развиты очень сильно, с очень длинной кистью, менее развитым предплечьем и коротким плечом; на грудной кости большой гребень. Хвост очень разнообразной формы и состоит из 10 перьев, кроме ракетохвостого колибри (Loddigesia mirabilis), y которого лишь четыре рулевых пера.

Оперение многих колибри отличается чрезвычайно яркими цветами и металлическим блеском и часто очень сильно различается у разных полов по цвету, развитию, форме хвоста и т. д. Самцы вообще окрашены ярче и им особенно свойственны причудливые формы перьев хвоста и головы. Самки окрашены более тускло.

Колибри очень подвижные, задорные и неуживчивые птицы, обнаруживающие чрезвычайную смелость в нападениях на сравнительно крупных птиц, особенно в период вывода птенцов.

Полёт их чрезвычайно быстрый (до 80 км/ч), ловкий и манёвренный, напоминает полёт бабочек-бражников. В полёте мелкие виды издают крыльями жужжание, делая до 80 взмахов в секунду. Движение крыльев так быстро, что очертания их совершению сливаются; очень часто они неподвижно держатся перед цветами быстрым движением крыльев, как сумеречные бабочки. Крупные виды способны делать всего 8—10 взмахов в секунду. На землю колибри не спускаются почти никогда.

Огромное количество энергии, расходуемое птицами на полёт и теплоотдачу, восполняется калорийной пищей (например, нектаром). Однако колибри не способны поддерживать круглые сутки интенсивный обмен веществ, впадая в оцепенение ночью, в холод и при недостатке пищи. При этом температура их тела уменьшается с 39—43 °С до 14,5—21 °C, а обмен веществ резко замедляется.

Колибри кормятся на цветах. Прежде полагали, что колибри питаются только нектаром цветов, высасывая нектар на лету, но в действительности главную, а для многих и исключительную пищу, составляют мелкие насекомые, которых они достают из цветов, а некоторые с поверхности листьев. Наблюдалось, кроме того, что они схватывали насекомых, завязших в паутине пауков, или ловили летающих насекомых.

Голос колибри представляет в основном слабое чириканье, но некоторые, как например наименьший представитель семейства, птица-муха (Mellisuga minima), поют.

Колибри являются полигамами.

Большинство видов гнездится на деревьях, кустах; некоторые виды, подобно стрижам, прилепляют гнёзда слюной к скалам или листьям. Строят очень искусно гнёзда из растительного пуха, травинок и т. п. и прикрепляют к ним лишайники, мох и т. д. Гнёзда привешиваются к ветвям или концам листьев. В строительстве гнезда принимает участие только самка.

Откладывают два яйца белого цвета, которые высиживает одна самка в течение 14—19 суток. Птенцы голы, слабы и беспомощны, вскармливаются также одной самкой.

Колибри обитают везде, где есть цветы — в пустынях, садах, лесах и горных лугах, в том числе на высоте до 4500 м от уровня моря (в Андах).

Громадное большинство колибри водится в тропической части Южной Америки, но вообще они вовсе не ограничиваются тропическими странами. Рыжегорлый колибри (Selasphorus rufus) в западной части Северной Америки доходит почти до Ситки; рубиновогорлый колибри (Archilochus colubris) в восточной части до Канады и даже Лабрадора, а на юге Sephanoides sephanoides живёт на Огненной Земле до мыса Горн.

При этом многие тропические виды держатся исключительно на высоких горах вне пояса древесной растительности, под самой линией вечного снега, особенно род горных звёзд (Oreotrochilus): О. leucopleurus живёт в высочайших долинах Анд, чимборазский колибри (O. chimborazo) — на Чимборазо, на высоте 4000—5000 м, O. pichincha[3] на Пичинче и Котопакси и т. д. Примечательно, что некоторые виды ограничиваются очень малой областью распространения, например известной вершиной.

Колибри, обитающие в умеренных странах, включая крайние северные и южные части ареала, совершают на зиму правильные перелёты. Виды, населяющие пустынные районы, отлетают из пустынь на период засухи. Виды, живущие в горах, совершают перекочевки вверх и вниз.

Классификация колибри:

Ранее насчитывали около 120 родов колибри, включающих от 319 до 340 и более (около 400) видов в зависимости от таксономической точки зрения.

В настоящее время семейство делят на два подсемейства, к которым в совокупности причисляют 105 родов:

* Phaethornithinae — включает 5 родов
    * Trochilinae — включает 100 родов