Семейство ·Тупаеобразные - Tupaiidae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство ·Тупаеобразные - Tupaiidae

Семейство Тупаеобразные - Tupaiidae

Данное семейство относят еще к отряду Приматов - Primates, или к отряду Насекомоядных - Insectivora.

Тупайя - животное, похожее на белку (малайское слово «тупай» определяет и тупайю и белку), и в магазинах их часто продают в качестве азиатской белки, у них даже хвосты одинаково длинные и пушистые. Однако тупайя отличается от белки по анатомии и поведению. У них нет длинных усиков-вибрисс, которые есть у белок, а передние лапы существенно отличаются от беличьих числом пальцев (5 вместо 4 беличьих). Тупайи очень активны, агрессивны и территориальны. Они живут в лесах на деревьях, но часто охотятся на земле за ящерицами и насекомыми.

Длина тела 10-25 см, хвоста - 14—20 см, весят от 30—60 г (карликовая тупайя) до 350 г (урогале). Конечности короткие, большие пальцы не противопоставляются остальным, на пальцах - серповидные когти. Пальцы не хватательные. Зубов 38.

В семейство входят 5 родов, объединяющих 19 видов. Делится на два подсемейства:
1) Дневные животные, собственно тупайи, или древесные землеройки - Tupainae с родами собственно тупайи - Tupaia(14 видов), в том числе Лайонагале - Lyonogale;
дендрогале, или малые гладкохвостые древесные землеройки - Dendrogale (2 вида);
урогале, или филиппинские землеройки - Urogale( вид) и анатаны, или индийские древесные землеройки - Anathana (1 вид).

2) Ночные животные, перохвостые тупайи, или древесные землеройки - Ptilocercinae c родом Ptilocercus.

Тупаеобразные встречаются на территории  от Индии до Филиппин и от Южного Китая до островов Ява, Борнео, Суматра и Бали. Обитают в тропических дождевых и горных лесах, а также на плантациях  Индостана, Индокитая, на острове Хайнань и многих островах Малайского архипелага до Западных Филиппин. Тупайи ведут дневной образ жизни, живут парами и по одиночке на деревьях, в зарослях кустарников, часто на земле.

Питаются насекомыми и плодами. Рождают 1—4 детёнышей. Всеядны. У них прекрасное зрение и отличный слух, что помогает им добывать корм. Днем они активны, встречаются, как на деревьях, так и на земле. Живут в одиночку или парами, иногда - группами.

Тупайи очень агрессивны и нападают на нарушителей границ - схватка бывает короткой, жестокой и бескровной, а побежденный удаляется с глаз победителя. Побежденный находится в состоянии глубокой депрессии, но ему удается нормализовать свое состояние, если он удалится от победителя и скроется из поля его зрения. В противном случае содержание химических веществ в крови у побежденного повышается, и когда уровень достигнет 90%, он начинает терять вес и умирает (через 2-16 дней).

Взрослые тупайи метят потомство выделениями своих секреционных желез, это помогает взрослым опознать своих детенышей, которые в ином случае будут атакованы и изгнаны с территории. По мере того, как детеныши достигают возраста половой зрелости (60 дней) и железы их начинают вырабатывать секрет, молодые самцы и самки также начинают метить территорию своей мочой и своим запахом. Это раздражает родителей (запах сыновей отрицательно действует на их отцов, а запах дочерей – на их матерей), и в крови у старшей пары вырабатываются химические вещества, которые возбуждают в них агрессивность и приводят в состояние стресса. У стрессированных животных секреционные железы более не выделяют секрета, и они не могут пометить свое потомство. (Эксперимент: присутствие молодых самцов, кастрированных незадолго до достижения ими возраста половой зрелости, старшие самцы переносят вполне спокойно). Когда содержание химических веществ в крови старшего животного достигает уровня 20%, они поедают свое потомство.

Подсемейство Обыкновенные ·тупайи - Tupainae