Тип ·Полухордовые - Hemichordata, Класс ·Перистожаберные или ·Крыложаберные - Pterobranchia | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Тип Полухордовые - Hemichordata, Класс Перистожаберные - Pterobranchia

Тип Полухордовые - Hemichordata - морские донные беспозвоночные из группы вторичноротых. Научное название происходит от греч. ἡμι- — половина и χορδή — струна.

Мягкотелые червеобразные животные. Первоначально полухордовые считались подтипом или близкими родичами хордовых, с которыми их объединяет наличие хордоподобного органа (стомохорда), жаберных щелей и спинного нервного ствола. Однако, в отличие от хордовых, тело полухордовых чётко делится на 3 отдела: хоботок (кишечнодышащие) или головной щит (перистожаберные), воротник и туловище.

Стомохорд в передней части тела представляет собой вырост кишечника, поддерживающий хоботок. Помимо спинного, у полухордовых имеется также брюшной нервный тяж. Кроме того, они отличаются от хордовых строением сердца, нервной системы и другими особенностями внутренней организации.

Сходство личинок полухордовых (торнарии) с личинками-бипиннариями иглокожих позволило считать полухордовых промежуточным звеном между иглокожими и хордовыми.

Выделяют два класса современных полухордовых, включающие около 100 видов.

Класс Перистожаберные или Крыложаберные - Pterobranchia - сидячие животные, обычно колониальные. Колонии в виде кустиков, где внутри полых трубочек сидят сами животные (зооиды). Размер зооида колеблется от 1 до 10 мм.

Хоботок у перистожаберных превратился в так называемый «головной щит», орган, выделяющий белковый материал, из которого состоят трубочки колонии. Глоточных жабр всего одна пара. На воротнике растут перистые щупальца, от 1 до 5 пар, покрытые ресничками (отсюда название). Щупальца служат для дыхания и сбора пищи.

Развитие протекает с метаморфозом: личинка прикрепляется ко дну и через два дня превращается во взрослое животное, которое путём почкования образует новую колонию.

Представлены примерно 20 видами, составляющими 2 отряда — Rhabdopleuroidea и Cephalodiscoidea. Первые распространены в морях Северной Европы и Восточной Азии, вторые — в морях, омывающих Антарктиду.

Отряд Cephalodiscida