Род Шилоклювки - Recurvirostra | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Род Шилоклювки - Recurvirostra

Recurvirostra americana Род Шилоклювки - Recurvirostra -  гнездится по юж. окраине России. Обитает на водоемах Предкавказья и Прикаспийской низменности на сев. до дельты Дона, г. Волгограда, Большого и Малого Узеней и р. Илек. Кроме того, небольшие поселения известны на степных озерах Зауралья - в Оренбургской, Челябинской, Курганской, Тюменской и Омской обл., и по степному югу Сибири - в Барабе, Кулунде, Хакассии, Тыве, Даурии. Сведения о гнездовании в долине Селенги и на сев. оз. Байкал представляются сомнительными. Основная гнездовая популяция сосредоточена в вост. Приазовье, в долине Маныча и в зап. Прикаспии. Сев. граница ареала пульсирует в связи с региональными колебаниями общей численности. В середине ХХ в. расселение на сев. отмечено в Предкавказье и в Прикаспии, где в это время были широко заселены побережья и о-ва Манычских вдхр., затем небольшие колонии появились по Нижнему Дону, на р. Сал и на Сарпинских оз. В 60-70-е гг. шилоклювки, по-видимому, не было в Кулунде, в 80-е гг. птицы загнездились на многих озерах Алтайского края. В это же время исчезало, очевидно, и крупное поселение, обнаруженное в начале ХХ в. в Минусинской котловине в Хакассии. В 70-е гг. птицы вернулись на Торейские оз. в степной Даурии, заполнившиеся водой после длительного засушливого периода, в 1982-1983 гг. они опять временно исчезли отсюда в связи с высыханием озер. Вне России обитает на Украине, в Казахстане, странах Европы, Азии, Африки.

Шилоклювка населяет открытые о-ва и побережья солоноватых озер и морей в степной и пустынной зонах - как илистые, так и песчаные или ракушечниковые. Аналогичных стаций придерживается на миграциях и на зимовках в Африке и Юж. Азии. Нередко селится по берегам искусственных водоемов, разливов у артезианских скважин, близости человека, как правило, избегает. Гнездится крупными, плотными колониями, часто вместе с ходулочником и другими куликами. К гнездованию приступает в 2-3-летнем возрасте, максимально известный возраст составляет 24.5 года, среди размножающихся птиц преобладают 4-7-летние особи. В кладке 4 яйца; при гибели гнезда нередко откладывают повторные кладки. Питается почти исключительно мелкими ракообразными, обитающими на мелководьях в теплой соленой воде (артемией, гамарусом, циклопами), а также личинками двукрылых, жуками, моллюсками. Колонии по берегам водоемов нередко страдают от вытаптывания кладок и птенцов домашним скотом и людьми. Очень уязвима, т.к. являясь весьма яркой и крикливой у гнезд птицей, привлекает к себе повышенное внимание отдыхающих, браконьеров. Гибель кладок в Причерноморье достигает 16%, гибель птенцов - 69%, общий репродуктивный успех составляет чуть больше 1 птенца на взрослую пару, большинство птенцов погибает в первые дни жизни, в основном из-за переохлаждения или из-за нанесенных им травм.

Общая численность западноевропейской популяции, по учетам 1969/1970 гг., составляла 11-12 тыс. пар, а в 1994 г. - оценивалась в 67 тыс. особей. Причерноморская популяция насчитывает 3-4 тыс. пар, из которых от 350 до 2000 пар в разные годы гнездится на юге Украины. На юге России обитает до 1.5-2.5 тыс. пар, в том числе 600-800 пар в Вост. Приазовье и 300-400 пар в долине Маныча. Численность сибирской популяции неизвестна, по-видимому, она составляет 500-1500 пар. Экстраполяционные оценки для юга Зап. Сибири - 7 тыс. пар сильно завышены. Cейчас эти птицы обычны в Челябинской обл., где известно 5 поселений численностью 2-30 пар, обилие птиц достигает 5-15 особей/км береговой линии озер; довольно обычны они на юге Курганской обл., где гнездовая плотность составляет 13-19 особей/км2 водоразделов и долин [6]; в 70-е гг. 2 колонии из 2 и 10-20 пар обнаружены на юге Тюменской обл., в 80-е гг. 7 поселений по 10-40 особей, размещавшихся с плотностью 1 колония/300-350 км2, найдена на юге Омской обл., причем наиболее крупная колония уже много лет (1982-1994 гг.) гнездится здесь на озерах сев. лесостепи. В 70-е гг. несколько поселений общей численностью до 90 пар отмечены в Барабе на юге Новосибирской обл., в 80-е гг. 3 колонии из 6-10, 35 и около 100 пар найдены в Кулундинской степи в Алтайском крае. На Торейских оз. в Даурии в 1976 г. найдено 100 пар, в 1979 г. здесь учтены 3000 пар, полностью исчезнувшие к 1982 г., но в 1984-1985 гг. вновь заселившие озера в количестве 137-140 пар. По другим данным, в 1979 и 1985 гг. на Торейских оз. гнездилось по 170 пар. Отдельные пары и небольшие поселения до 10 пар нерегулярно гнездятся по мелким озерам степной Даурии. В Предкавказье и Прикаспии с середины ХХ в. наблюдается заметный рост общей численности, связанный с появлением новых местообитаний в результате гидростроительства и ирригации степей. В Забайкалье характер динамики численности обусловлен многолетними колебаниями водного режима в бессточных озерных котловинах. Эти же явления происходят и по степному югу Сибири. Среди антропогенных факторов наиболее серьезный - воздействие домашнего скота, вытаптывающего гнезда по берегам водоемов в местах водопоя, а также беспокойство птиц в колониях людьми, при котором из-за переохлаждения и травм гибнет много птенцов.

Шилоклювка занесена в Приложение 2 Боннской Конвенции, Приложение 2 Бернской Конвенции, Приложения двусторонних соглашений, заключенных Россией с Республикой Корея и Индией об охране мигрирующих птиц. Охраняется в ряде заповедников (Ростовский, Дагестанский, Даурский и другие) и заказников степной зоны. Для защиты массовых колоний на соленых озерах необходимо создание сезонных орнитологических заказников, запретить посещение людьми таких гнездовий в период размножения птиц. Возможна специальная защита колоний от скота с помощью изгородей по берегам водоемов. Необходима активная пропаганда охраны шилоклювки среди населения.

с сайта www.redbook.ru