Род Ходулочники - Himantopus | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Род Ходулочники - Himantopus

Himantopus-himantopus Род Ходулочники - Himantopus - в России редкий, периферийный вид, имеющий тенденцию к снижению численности. Длина крыла 228-248 мм. Населяет водоемы степной зоны.

В России распространен в южных районах от Кубани до дельты Волги, в Заволжье - до Оренбурга. В последние годы установлено гнездование в Приморье на озере Ханка. Залетные птицы отмечались на Южном Сахалине. Распространен на Украине, равнинной части Средней Азии, Казахстане; вне бывшего СССР - на юге Евразии, в Центральной и Южной Америке, Африке, на Мадагаскаре, в Новой Гвинее, Австралии и Новой Зеландии.

Гнездится ходулочник на пресных и солоноватых мелководных водоемах со слабозаросшими берегами. Поселяется на островках и побережьях небольшими колониями, нередко с крачками, шилоклювками.
Гнездящиеся в бывшем СССР птицы зимуют в Африке и на юге Азии.

Общая численность ходулочника не выяснена, но повсеместно невелика. В окрестностях г. Усть-Лабинска в 1973. г. отмечена колония из 8 - 12 пар. На оз. Восточный Маныч в 1972 - 1979 гг. гнездилось от 5 до 100 пар ходулочников, а на Чограйском водохранилище в этот же период - от 2 до 212 пар . На Меклетинских озерах Калмыкии в 1975 г. гнездилось 35, а в 1979 г.- 8 пар ходулочников , а на Сарпинских озерах в 1971 г.- 70 пар. На озере Ханка в 1974 г. отмечено 6 гнездящихся пар и стайка из 12 негнездящихся особей.

Снижение численности ходулочника происходит в результате освоения человеком степных районов под пахоту и выпас скота, а также усиления фактора беспокойства. Периодические изменения численности и ареала обусловлены, к тому же, колебаниями обводненности водоемов, занимаемых ходулочником.

Меры охраны. Охраняется в Приазовском госзаказнике, и в Нижнекундрюченском охотхозяйстве Ростовской обл. В местах расположения колоний этих птиц следует запретить хозяйственную деятельность.