Род Карликовые ·мангусты - Helogale | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Род Карликовые ·мангусты - Helogale

Род Карликовые мангусты - Helogale

Известны два вида:

H. parvula, встречается от Эфиопии до Анголы и восточных районов Южной Африки;
H. hirtula, населяет Южную Эфиопию, юг Сомали, Северную Кению.

Длина тела вместе с головой составляет всего 180-260 мм, хвоста 120-200 мм, а масса 230-680 г. Окрас варьирует, но обычно верхняя часть туловища коричневая или серая, нижняя чуть светлее, тогда как хвост и лапы темные. Встречаются особи с рыжим пятном на груди, основание хвоста у них тоже рыжее. Некоторые мангусты полностью черные.

Карликовые мангусты обитают в саваннах, лесистых районах, на кустарниковых пустошах, а также в горных лесах на высоте 1800 м над уровнем моря. Они активны днем и всю жизнь проводят на земле. Свои убежища мангусты устраивают в термитниках (заброшенных или активно действующих), в ямах среди корней деревьев или пещерах. Тело щуплое, способно проникать в самые узкие щели и малые отверстия. При случае они роют норы самостоятельно. Большую часть дня они проводят в шумной возне, ищут добычу среди скал, кустарников, в лиственной подстилке. Питаются в основном насекомыми, мелкими позвоночными, яйцами, фруктами.

Карликовые мангусты живут группами, за которыми закреплены определенные территории. Согласно Rasa (1977), на одном участке группа живет 2-3 месяца, а потом мигрирует в поисках пропитания. Kingdon описывает группу карликовых мангустов, за которыми наблюдали на протяжении 7 лет, весь этот срок они занимали территорию площадью 2 га; другая группа - довольствовалась территорией в 2 га только на протяжении засушливого сезона, а потом откочевывала на все время влажного сезона. В Серенгети Rood (1978) установил группу мангустов с территорией 30 га, владения которых перекрывались владениями соседних групп (5-40 %). Rasa сообщает, что в условиях содержания мангусты метят растительность на территории выделениями своих пахучих желез, которые находятся на щеках и в области анального отверстия.

Карликовые мангусты территориальны и агрессивны в отношении членов группы. Rasa установил, что группа мангустов занимает территориальные владения 0,65-0,96 кв. км, которые перекрывают владения соседей. Свою территорию мангусты перемечают каждые 20-26 дней, когда пахучие выделения выветриваются.

Социальная организация у Карликовых мангустов - Helogale является уникальной среди млекопитающих (Kingdon 1977; Rasa 1972, 1973, 1975, 1976, 1977, 1983; Rood 1978, 1980). В группе объединены около 40 животных, но чаще их число меньше и составляет 10-12. Группа связана родством по материнской линии и возглавляется старой самкой. Она ведет стаю и имеет первоочередное право в выборе пищи. Второй по рангу, старый самец, ее супруг. Эта доминантная пара моногамна, и только она производит потомство, подавляя у других членов группы желание вступить в размножение. Прочие родственники образуют иерархическую систему, причем младшие занимают более высокое положение в стае. Молодые получают достаточно еды, не встречая конкуренции со стороны более старших и более сильных до тех пор, пока сами не достигнут физической зрелости, на что требуется весьма продолжительное время. Вне зависимости от возраста самки господствуют над самцами.

Несмотря на жесткую структуру или благодаря ей внутригрупповые отношения протекают гармонично и драки случаются крайне редко. Подчиненные самцы и самки ухаживают за потомством и кормят младших по очереди, предоставляя другим членам группы добывать пропитание. Молодняк следит за опасностью и при первых признаках подает сигналы всей стае. Иногда роль стража занимает одно и то же животное. Наблюдения показали, что в случае старости или «нетрудоспособности» низкоранговый самец переходит на ранг выше, что дает ему преимущества при кормлении, кроме того другие члены группы согревают его своим теплом. Если один из мангустов ранен или болен, его группа прерывает свой маршрут для того, чтобы обеспечить питание и уход больному.

Сородичи общаются друг с другом, читая пахучие метки, в случае долгого отсутствия одного из них они метят его своим запахом. По мере того, как мангусты взрослеют, они не выражают желания покинуть родную группу несмотря на то, что им не разрешено вступать в размножение. Если главная самка умирает, группа может распасться. В Национальном парке Серенгети, Танзания карликовые мангусты приносят потомство в сезон дождей, который длится с ноября по май. Главная самка приносит потомство трижды в течение этого сезона (Rood 1978, 1980). У животных, содержащихся в Европе, детеныши рождаются весной и осенью (Rasa 1972). Согласно Rasa (1977), самки обычно приносят потомство дважды в год, хотя при благоприятных условиях способно спариваться 5 раз в год. Течка у них начинается через 4-7 дней после окончания лактации. В случае смерти детеныша самка спаривается вторично в короткий срок. Беременность длится 49-56 дней. В помете 1-7 детенышей, обычно 4. Молодые нуждаются в опеке старших 45 дней, однако старшие члены группы приучают их к взрослой пище еще до окончания молочного вскармливания. По достижении 6-месячного возраста молодые кормятся вместе с другими членами группы самостоятельно. Самки достигают половозрелости к 6 месяцам, но социальный запрет откладывает ее вступление в размножение на несколько лет. Полная физическая зрелость наступает не ранее 3 лет. Одна доминантная пара вступила в размножение в возрасте 3 лет и продолжала производить потомство еще 7 лет.

По материалам сайта http://www.press.jhu.edu/.