Род ·Генеты - Genetta | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Род ·Генеты - Genetta

Род Генета - Genetta

Объединяет 3 подрода и 9 видов:

• Подрод Псевдогенеты - Pseudogenetta (Dekeyser, 1949)
    Цивета Гаусса - Genetta thierryi, встречается в саваннах от сенегала до южных областей, прилегающих к озеру Чад;
    Цивета абиссинская - Genetta abyssinica;

• Подрод Парагенеты - Paragenetta (Kuhn, 1960)
    Цивета Джонсона - Genetta johnstoni, обитает в Либерии, на Берегу Словной Кости, в Гане;

• Подрод Генетты - Genetta (Oken, 1816)
    Цивета центрально-африканская - Genetta servalina, распространена на юге Нигерии до западных областей Кении;
    Цивета угандийская, или гигантская - Genetta victoriae, обитает на севере и востоке Заира и в Уганде;
    Цивета обыкновенная - Genetta genetta, встречается во Франции, Испании, Португалии, на Балеарских островах, на юго-западе Аравийского полуострова, северо-западе Африки, в африканских саваннах к югу от Сахары;
    Цивета ангольская - Genetta angolensis, обитает в Южном Заире, Центральной и Северо-восточной Анголе, Западной Замбии, Северном Мозамбике, возможно в Южной Танзании;
    Цивета западно-африканская - Genetta pardina, населяет территорию от Гамбии до Камеруна;
    Цивета крупнопятнистая - Genetta tigrina, встречается на территории от Сенегала до Сомали, к югу до Намибии и Южной Африки.

По мнению Corbet (1978), европейская популяция G. genetta распространилась в результате деятельности человека. Schlawe (1980) присвоил имя G. genetta европейским и северо-западноафриканским циветтам. В Юго-Западной Европе (Испании и Франции) они населяют лесистые и безлесные горы и низменности, обитая преимущественно около водоёмов. Популяцию, обитающую к югу от Сахары и на юго-западе Аравийского полуострова,  этот исследователь определил как вид G. felina, а также опроверг сведения о встречах с Genetta в Палестине. Позже, Schlawe (1981) отметил, что в области систематизации этого семейства предстоит еще много работы. Corbet (1984) также выделяет вид G. felina, Meester et al. (1986) - отрицает его. Некоторые из авторов относят вид G. tigrina к Южной Африке и Лесото, а животных, распространенных в других ареалах относят к виду G.Rubiginosa.
Циветта - животное с изящным и гибким телом, 420-580 мм длиной (включая голову), причем длина хвоста часто совпадает с длиной тела и составляет 390-530 мм, масса 1-3 кг. Ноги короткие, морда вытянутая, уши круглые. Тело приземистое покрыто короткой, густой, иногда мягкой, иногда довольно грубой шерстью; окраска сероватая или желтоватая, с коричневыми или черными пятнами и крапинами на боках, причем пятна сгруппированы полосами. Меланисты (окрашенные в черный цвет особи) попадаются довольно часто. Хвост не пушистый, окрашен черными и белыми кольцевыми полосами, у его основания расположены железы, выделяющие резко пахнущую жидкость - мускус. Самки имеют две пары сосцов.

Циветты обитают в лесах, саваннах, на равнинах, заросших травой. Это ночные животные, днем они укрываются в скалистых пещерах или норах, вырытых другими животными, в дупле дерева или на ветке. Как правило, они отдыхают на постоянном месте. Циветты могут лазить по деревьям, охотясь на птиц, но большую часть добычи они выслеживают на земле. Охотятся молча, выслеживая и нападая из засады. Они могут проникать в любое отверстие при условии, что через него пройдет голова. Питаются любыми мелкими животными: грызунами, птицами, рептилиями и насекомыми. Нападают на домашнюю птицу, вредят птицеводству. В Африке их иногда содержат дома для истребления крыс и мышей.

Молодая самка, помеченная радиомаяком в Испании на протяжении 3 месяцев обитала на постоянной территории, площадью 1,4 кв. км, а самец  обходил владения в 50 кв. км в течение 5 месяцев. Путешествуют циветты в одиночку или парами. Они поддерживают связь с собратьями при помощи вокальных и других сигналов. Сезон размножения приурочен к сезону дождей в Западной и Восточной Африке. В Кении беременные и кормящие самки были встречены в мае и в период с сентября по декабрь. Пара цивет G. genetta в Национальном зоопарке Вашингтона D.C., регулярно давали два помета в год, один - в апреле-мае и другой июле-августе. Беременность длится 56-77 дней. В помете 1-4 детеныша, обычно 2-3. Новорожденный весит 61-82 г, и в возрасте 2 месяцев детеныш переходит на пищу взрослого. Одна самка G. genetta стала половозрелой в возрасте 4 года и производила детенышей регулярно вплоть до возраста 13 лет, пока не умерла. Другая циветта G. genetta прожила в условиях содержания 21 год и 6 месяцев.

Подвид G. genetta isabelae, обитающий на острове Ибице (Балеарские острова) считается редким по статусу IUCN.

По материалам сайта http://www.press.jhu.edu/books.