Отряд ·Динорнисообразные - Dinornithiformes (в настоящее время представители перемещены в Страусообразных - Struthioniformes) | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Отряд Динорнисообразные

Отряд Динорнисообразные - Dinornithiformes - вымершие бескилевые птицы, еще относительно недавно населявшие Новую Зеландию. Известны из плейстоцена Новой Зеландии.

Это были нелетающие растительноядные птицы с небольшой головой, мощными ногами и однородным оперением. Известны остатки более 20 видов моа, среди которых были как относительно небольшие — размером с индюка, так и настоящие гиганты. Например, большой моа или динорнис (Dinornis torosus, синоним — Dinornis strenuus) достигал почти 3 м в высоту и весил около 300 кг.

Считается, что к приходу человека популяции моа находились в состоянии хрупкого равновесия и, возможно, понемногу вымирали естественным путем. Тем не менее люди, заселившие острова, еще застали моа в значительном количестве и начали интенсивно охотиться на них. Исчезновению моа способствовали и изменения климата, и усилившаяся вулканическая деятельность. В итоге бескрылые гиганты окончательно исчезли с лица Земли.

Живых моа не видел ни один европеец. Южный моа (Euryapteryx gravis) вымер примерно в 1640. Последние сведения о большом моа, поступившие от маорийцев, относятся к 1670 году. Дольше всех на нашей планете, вероятно, прожил лесной малый моа (Migalapteryx didinus, синоним — Migalapteryx hectori) — птица высотой около 1 м. Отлично сохранившийся экземпляр этого вида с мускулатурой, глазами и частью перьевого покрова был обнаружен в 1878 в пещере близ Куинстауна (остров Южный). Возможно, несколько птиц этого вида еще жили в лесах острова до середины 19 века.

Теперь на островах Новой Зеландии можно обнаружить только кости этих удивительных птиц, скорлупки от их яиц, некоторые из которых достигали величины крупного арбуза, а иногда — и целые яйца, в которых сохранились эмбрионы.

Семейство Динорнисовые - Dinornithidae