Удивительный мир Галапагосских островов | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Удивительный мир Галапагосских островов

Галапагосские острова - родина многих редких видов животных и птиц, которые нигде больше не встречаются.

Удивительные птицы Галапагоссов

Машущий [галапагосский] альбатрос -  Diomedeidae irrorata или Phoebastria irrorata – редкий вид морских птиц. Большую часть жизни машущий альбатрос проводит в море, но гнездится на суше. Единственная крупная популяция гнездится на острове Эспаньола (Hood Island), одном из Галапагосских островов. Несколько пар этих птиц гнездится на острова Ла Плата вблизи побережья Эквадора. Машущий альбатрос – это средней величины птица (длиной 90 см) с длинными крыльями и мощным клювом и короткими ногами. Он вылетает на охоту в море, удаляясь на несколько сотен миль от острова. Питается альбатрос рыбой и другими морскими животными.
Галапагосский баклан - Nannopterum harrisi , единственный нелетающий баклан среди 27-28 остальных видов бакланов. В отличие от пингвина, чьи крылья служат ему подушками и помогают скользить по воде, как по воздуху, нелетающий галапагосский баклан мощными рывками входит в воду, вращаясь пропеллером. Скорость, с которой бакланы движутся, впечатляет. Они кормятся не далее 100 м от берега, доставая со дна кольмаров, осьминогов, угрей и другую рыбу. Неспособность к полету объясняется отсутствием естественных врагов на Галапагосских островах, где они обитают вдоль прибрежной зоны, держась холодного течения Кронвелла и Гумбольдта. Галапагосский баклан является редким видом, численность популяции не превышает 800 пар.
Красный фламинго - Phoenicopterus ruber
обитает в соленых лагунах вблизи побережья на островах Карибского моря, на северо-восточных побережьях Южной Америки, в южной части этого материка и на лавовых плато Галапагосских островов. В Андах гнездится на высоте свыше 3000 м. Излюбленные места гнездования красного фламинго — лагуны, острова, соленые топи на пологих берегах озер. Здесь птицы находят необходимый им корм — ил, богатый органическими веществами и водорослями, бесчисленное количество червей и ракообразных. В полете их оперенье кажется серо-черным. Свои гнезда фламинго устраивают прямо на отмелях и откладывают яйца в ямки из влажной грязи.
Галапагосский канюк - Buteo galapagoensis - крупный, темноокрашенный соколс широкоими крыльями и широким хвостом. длина 55 cм, размах крыльев 120 cм. Это самый крупный местный хищник, является эндемичным видом Галапагосских островов и Эквадора, населяет открытые поля, побережье, леса и горы. Взрослые птицы коричнево-черные с серым хвостом, окаймленным темными полосами. Окрас варьируется от бурого и белого до ярко-желтого и черного. Галапагосский канюк питается ящерицами, нападает на морских и сухопутных игуан, а также на других рептилий.
Синеногая [голубоногая] олуша - Sula nebouxi обитает на тропических островах южных морей Тихого океана, часто встречается островах Южной Америки вблизи побережья Мексики, Перу, Эквадора. Это самая многочисленная из островных птиц на Галапагоссах. Дымчато-серые синеногие олуши  расхаживают словно в ярко-голубых или сиреневых сапожках. В отличие от других олуш, которые гнездятся крупными колониями, синеногие олуши держатся по одиночке. Предки синеногих олуш строили гнезда, но современные птицы откладывают яйца прямо на землю. Их гнезда - круглые вытоптанные площадки, окруженные несколькими прутиками. Здесь они танцуют во время ухаживания, а потом выводят пушистых белых птенцов. Брачный танец синеногой олуши очень комичен.  Она по очереди поднимает синие ноги, а затем отворачивает голову от потенциального партнера.  Длина птицы 71 см.  Оперенье  головы светлое, струйчатое черновато-серое, шея, крылья черные, спина черная с белыми пятнами, грудь, брюхо – белые,  На островах гнездятся сотни тысяч пар. Разные виды олуш избегают конкуренции, поэтому ловят рыбу на разном расстоянии от берега (дальше всех летают красноногие, а ближе всех – синеногие, они кормятся непосредственно у береговой черты).
Масковая, или белая олуша - Sula dactylatra обитает на тропических островах южных морей Тихого океана, часто встречается островах Южной Америки вблизи побережья Мексики, Перу, Эквадора. Распространена на Галапагоссах.  Масковая олуша имеет длинную крепкую шею и сильный клюв конической формы. Оперенье у нее белое, только маска вокруг клюва (оперенье и кожа) темные. Лапы с перепонками. Гнездится масковая олуша на земле. Самка откладывает сразу два яйца, самец помогает насиживать кладку.  Из двух птенцов выживает и достигает зрелости только один.
Ласточкохвостая чайка - Creagrus furcatus островная чайка, которая гнездится на нескольких островах Тихого океана вблизи побережья Южной Америки (в том числе и на Галапагосских островах). Это единственная из чаек, которая ведет ночной образ жизни.  Ласточкохвостая чайка кормится по ночам, для того, чтобы избежать нежелательной конкуренции своих соперников фрегатов. Эти профессиональные разбойники кормятся, отбирая добычу у чаек. Каждое утро они появляются с рассветом и настойчиво отнимают у чаек одну рыбку за другой. Чайки разворачиваются и уносятся прочь.
Пингвин галапагосский - Spheniscus mendiculus  обитает на Галапагосских островах, это единственный пингвин, гнездящийся в тропиках. Он относится к мелким очковым пингвинам, среди которых считается самым маленьким представителем рода, взрослые птицы достигают роста 53 см, при весе 2-2,5 кг. Два яйца самка откладывает в расщелины скал в более холодное время года (май-июнь).  Несмотря на то, что галапагосские пингвины обитают на островах, где температура часто поднимается до 38°С, пищу они себе находят в холодных водах течения Кромвела. Популяция насчитывает 6-15 тыс. птиц.
Фрегат великолепный [большой] - Fregata magnificans - обитает в Атлантике и восточной части Тихого океана. Это крупная морская птица длиной более 1 метра, которая многие часы парит в небе и опознается по длинным крыльям заостренной формы, и длинному вилкообразному хвосту. Клюв у фрегатов длинных, крючковидный на конце. Фрегатов называют морскими разбойниками, потому что они нападают на других морских птиц – олуш, чаек - и отнимают у них добычу. Полностью черные с фиолетовым отливом на спине самцы и черные с белой грудью самки парят в небе на длинных крыльях, ссорятся из-за веток, подходящих для гнезд, гоняются за другими птицами и не обращают никакого внимания на людей. Самец фрегата, которого можно отличить по зеленой спине, то и дело исполняет спектакль под названием “место занято, приглашается подруга жизни с серьезными планами на будущее”. Он запрокидывает голову и раздувает огромный ярко-алый горловой мешок, похожий издали на причудливый качающийся фонарик.

Удивительные рептилии Галапагоссов

Морская игуана - Amblyrhynchus cristatus является одной из самых крупных игуан — она достигает массы 12 кг  и 140 см в длину, из которых более половины приходится на уплощенный с боков веслообразный хвост. Своей красной окраской обязана водорослям, являющимся главным компонентом ее рациона. Морские игуаны живут только на Галапагосском архипелаге у берегов Южной Америки, где населяют покрытую скалами узкую прибрежную полосу, не проникая в глубь островов. Они держатся на каменных гребнях по соседству с морскими львами. Причем если львы забираются с пологой стороны гребня, то игуаны влезают по стометровой вертикальной стене, обращенной к морю.

Взрослые игуаны, заплывая в море, ныряют за пищей, удерживаясь на дне когтями. Длинными зубами они скусывают водоросли,  зубы их действуют при этом наподобие садовых ножниц. Молодые ящерицы, в отличие от взрослых, наряду с растительной пищей поедают также мелких животных. Регулярное питание насыщенными солью морскими водорослями привело к возникновению у этих игуан особого солевыводящего механизма: соль удаляется из крови через «носовые железы». Игуаны с шумом выпускают из ноздрей облачка соленых брызг. Превосходно плавая и ныряя, игуаны в случае опасности тем не менее всегда стараются укрыться на суше, где, практически не имеют врагов. В море они нередко подвергаются нападению акул. Морские игуаны держатся большими стадами, состоящими из более мелких трупп в 5—10 самок и молодых особей, располагающихся в тесной близости друг от друга на берегу. При этом игуаны нередко даже взбираются одна на другую, образуя многослойную кучу. Каждая группа самок составляет «гарем», охраняющийся старым самцом, который устраивается несколько поодаль, ближе к воде. Самец защищает занимаемую территорию от вторжения соперников и в случае, если таковой появится, вступает с ним в упорную борьбу. Оба они, выгнув спины, сталкиваются головами, стараясь вытеснить друг друга за пределы территории. Схватке предшествует ритуал покачивания головой, в котором участвуют противники -  покачивание головой сверху вниз свидетельствует о крайнем возбуждении. По характеру движений головы самцы и самки различают друг друга.

Полутораметровые самцы по случаю брачного сезона меняют черную окраску на кирпично-красную с голубым, а на некоторых островах игуаны всего полметра в длину, а на Эспаньоле самцы круглый год ярко окрашены.
Игуана галапагосская наземная - Conolophus subcristatus и ее подвид на острове Санта-Фе
Conolophus pallidus. Наземные игуаны распространены по всему Галапагосскому архипелагу. Они вегетарианцы, питаются фруктами и плодами кактуса опунции. Игуаны часто сидят возле кактуса в ожидании, когда плод упадет. Передними лапами животные вытаскивают крупные иглы из подушечек лап. На мелкие иглы они не обращают внимания.  Плод кактуса игуаны проглатывают в несколько глотков. Когда колючка попадает в язык, игуаны вытаскивают ее лапами или вертят языком вдоль зубов. В рационе игуан присутствует множество низкорастущих растений,  у которых они поедают плоды или цветки. При случае игуаны могут съесть насекомых и падаль. Молодые игуаны питаются исключительно насекомыми.

Во время сезона размножения самец ловит самку и спаривается с ней. Оплодотворенная самка выбирает место, врывает ямку и откладывает кладку, в которой бывает до 25 яиц. На острове Плаза сухопутные и морские игуаны спариваются, рождая гибриды: самец морской игуаны нападет на самку наземной игуаны. Гибриды вполне жизнеспособны. Внешне напоминают сухопутных игуан и ведут наземный образ жизни. Окрас у них темный, как у морских игуан. Способны ли гибриды к продолжению рода, не установлено.
Слоновая черепаха, или гигантская галапагосская черепаха - Geochelone elephantopus - обитает на разных островах Галапагосского архипелага. Всего описано 11 подвидов, часть из которых, очевидно, уже полностью истреблена. Длина панциря слоновой черепахи до 1 м (и даже до 1,5 м), высота - более 0,5 м. Масса взрослых чеерпах 150-200 кг (известны особи, весившие до 400 кг). Лапы толстые и мощные, столбообразные, пальцы короткие, перепонки отсутствуют. Шея сравнительно тонкая. У некоторых подвидов слоновой черепахи карапакс круто опускается сзади, а спереди изгибается, образуя седловидную впадину, что мешает черепахе вытягивать шею и поедать траву, которая растет выше уровня панциря. Карапакс черный, холмистый, он часто зарастает лишайником, отчего на поверхности остаются причудливый рисунок. Самцы заметно крупнее самок и отличаются большей длиной хвоста. Эти черепахи доживают до столетнего возраста.

Гигантсткие черепахи питаются травой и листьями с кустарников. Они могут поедать жгучую крапиву и колючие плоды крабового яблока с дерева манзанилло, который может поранить кожу человека. Особи, которые населяют теплые и сухие районы лавовых низин на Галапагоссах, часто поднимаются длинными извилистыми тропами на вулканические высокогорья, где имеется в изобилии пресная вода и растительность. Все слоновые черепахи могут прекрасно лазать по горам. Они проводят там многие часы, напиваясь воды и принимая водные ванны. Ночью они возвращаются вниз. Тропы, вытоптанные тысячами черепах, являются неотъемлемой частью вулканического пейзажа. Эти восхождения они совершают группами.

черепах известен внутренним оплодотворением. В период с января по август самцы начинают нюхать воздух в поисках запаха самки. Найдя самку, самец догоняет ее и запугиванием принуждает к спариванию. Он таранит ее передней частью панциря и кусает ее за ноги до тех пор, пока она не втягивает низ в панцирь - таким образом он обездвиживает самку, а потом спаривается. Самка откладывает яйца в период с июня по декабрь, она находит сухое солнечное местечко в низине и откладывает в ямку 10 яиц, которые потом закапывает задними лапами. Это место для нее становится неизменным на всю жизнь. Инкубация длится от 3 до 8 месяцев в зависимости от температуры (при высокой температуре яйца созревают быстрее). Большая часть молодых черепах умирает в первое десятилетие жизни.

Гигантские черепахи придерживаются определенных привычек в том, что касается сна, питания и в выборе места для гнезда. В условиях зоопарка каждая их черепах неизменно спит на своем месте. После 16-часовой дремоты они покидают свои ложа.
Зеленая морская черепаха - Chelonia mydas - oбитает на вулканических островах и откладывает яйца большими кладками в белый песок. Восточный подвид, известный как тихоокеанская зеленая черепаха - Chelonia mydas agassizii - иногда имеет черный окрас карапакса, встречается вблизи Аляски, повсеместно вдоль Калифорнии, доходит до Чили. Это черепаха более высокая, ее панцирь уже (117 см длиной), средняя масса 126 кг. Зеленые черепахи в основном травоядны, и большую часть времени проводят в море, питаясь водорослями и травой, растущей на берегу, заливаемом во время прилива. В молодом возрасте они питаются морскими животными: медузами, крабами, губками, улитками и червями. Взрослые черепахи исключительно травоядны.

Самцы и самки становятся половозрелыми между 10 и 24 годами. Размножение зависит от широты обитания черепах. Зачатие возможно только во время спаривания самца и самки. В брачный сезон черепахи издают громкие звуки, поют. Как и у других видов, самцы соревнуются из-за самок, стараясь укусить соперника во время его спаривания. Само спаривание происходит под водой или на поверхности моря в пределах 1 км от берега. Иногда самка получает достаточно спермы, которой ей хватает, чтобы откладывать яйца несколько раз за год. Она производит потомство, откладывая яйца, каждые три-шесть лет. Когда приходит время спаривания, черепахи мигрируют сотни и даже тысячи миль через океан к месту, где они родились. Самки зеленых черепах откладывают яйца на тех же пляжах, где делали кладки их матери и бабушки. Когда самка готова отложить яйца, она покидает море, заползает на песчаный берег и часами роет яму до тех пор, пока физически способна. Потом она откладывает 100-200 яиц. Свою кладку черепаха покрывает песком, чтобы защитить от жары, прямых солнечных лучей и хищников. Тихоокеанские зеленые черепахи откладывают больше яиц, чем атлантические. Вынашиваются яйца 40-72 дня в зависимости от местообитания черепахи.

Удивительные млекопитающие Галапагосских островов

Галапагосский морской котик - Arctocephalus galapagoensis - единственный тропический представитель субантарктического рода, встречается только на архипелаге Галапагосских островов.  Этот маленький красноватый зверь с курносой мордочкой - самое маленькое ластоногое. Взрослые самки достигают в среднем длины 1,2 м, а их вес равен примерно 27 кг. Самцы обычно крупнее, до 1,5 м в длину и весом до 64 кг.  Галапагосские морские котики активны ночью. Поэтому увидеть их трудно. Выходят на сушу они в основном по ночам, а размножаются в гротах или под защитой скал и обрывов. В результате многолетнего преследования котики стали редки и сохранились только в более глухих уголках.
Морской лев калифорнийский - Zalophus californianus - распространен только в Тихом океане, в его экваториальных широтах и несколько севернее их. Область распространения этого вида представлена тремя далеко отстоящими друг от друга участками, один из них - это воды, омывающие Галапагосские острова. Калифорнийский морской лев немного крупнее северного морского котика: длина тела взрослых самцов 215—230 см, самок - 150—175 см. Шерстный покров существенно иной, чем у котиков, из низких жестких остевых волос, подшерсток же, столь характерный для котиков, у морских львов отсутствует. Окраска меха однотонная коричневато-бурая, иногда с желтоватым оттенком. Когда звери находятся в воде или вскоре после выхода из нее, мокрая шкура кажется почти черной. Ласты опушены снаружи примерно наполовину, а по внутренней стороне опушения нет.

Размножаются, подобно котикам, на суше, но выбирают чаще не отлогие участки побережья (пляжи), а скалистые острова, на камнях которых и образуют залежки. Как и другие ушатые тюлени, морские львы полигамы, и на лежбищах формируются гаремы: около одного самца концентрируется примерно 15—20 самок. Гаремный период длится примерно 3—4 месяца. Неполовозрелые животные лежат отдельно. На юге Калифорнийского побережья период размножения приходится на май — август, а в Японском море — на июнь — октябрь. Роды соответственно бывают в мае — июне. Самки рождают одного детеныша, вскоре после выхода на лежбище и вслед за этим вновь оплодотворяются. Таким образом, и у этого вида беременность равна примерно году, но значительную часть этого времени оплодотворенное яйцо не развивается (латентная фаза беременности). Новорожденный имеет золотисто-бурую окраску. После окончания лежбищного периода, в течение которого происходит и линька зверей, они покидают берега и всю остальную часть года проводят в море. В отличие от котиков дальних миграций не совершают и зимой держатся в 5—20 км от берегов. Кормятся преимущественно головоногими моллюсками и рыбой.
Полосколобый кит-бутылконос [южный] - Hyperoodon planifrons обитает в Тихом океане, на юге заходя до льдов антарктического побережья, на севере – до южной оконечности Африки и до широты Австралии, Новой Зеландии,   южного побережья Бразилии и Аргентины. Считается, что мировая популяция южных китов бутылконосов насчитывает порядка 500 000.
Плосколобый бутылконос предпочитает держаться открытой воды, глубоководья, группами численностью - 1-25. Длина взрослого кита-бутылконоса - 6-7,5 м, масса - 6-8 тонн. Длина новорожденного - 2,9-3,5 м. Спинной плавник располагается далеко за центром тела. На вершине нижней челюсти 2 зуба, у самцов прорезываются наружу. Питается кит-бутылконос головоногими и рыбой.

Удивительные рыбы Галапагоссов

Спинорог-клоун - Balistoides conspicillum является характерным обитателем коралловых рифов Индийского и Тихого океанов, он водится в Восточной Африке до Самоа и Японии. Спинорог-клоун – это крупная или средняя рыба длиной 50 см, с плоским туловищем и яркой окраской. Встречается довольно редко. Мирно сосуществует с другими рыбами, но если кто то не понравился, то ликвидирует его не задумываясь.

Спинороги обычно имеют очень яркую окраску и. Свое название они получили по мощной колючке спинного плавника, которая жестко фиксируется в вертикальном положении с помощью второй колючки. При опасности спинорог прячется в убежище с узким входом, поднимает спинную и брюшную колючки и упирается так, что вытащить его можно, только разломав его убежище. В прижатом состоянии вторая колючка вкладывается в первую, и обе убираются в глубокую выемку на спине. Спинороги обладают очень мощными зубами, с помощью которых они могут откусывать веточки кораллов, дробить раковины моллюсков, панцири морских ежей и крабов. Мони могут дробить кораллы или перетаскивать камни из одного угла в другой. Спинороги-клоуны  откладывают икру в ямки, вырытые в песке, и храбро их защищают, без колебаний нападая на всех, кто вторгается на их территорию, включая человека. Аквалангисты обходят их стороной. Интересно, что спинорог считает своей территорией пространство над собой в то время как остальные рыбы считают территорию в горизонтальной плоскости.
Галапагосская серая рифовая акула - Carcharhinus galapagensis - обычно встречается в тропических водах вблизи островов во всех океанах. Акулы живут на дне и предпочитают держаться вблизи от береговой линии рядом с подводными скалами и коралловыми рифами с сильным течением. Галапагосские акулы плотного сложения, окрас их может быть бурый, голубой, тигровый. Плавники с белыми концами. Длина взрослой акулы -  3-4 м. эти акулы держатся по одиночке или стаями. Галапагосская серая акула – одна из немногих, которая демонстрирует свое намерение напасть:  перед атакой она выгибает спину , поднимает голову, опускает плавники, а во время плавания крутится и переваливается с боку на бок. Относится к видам, опасным для человека. Галапагосская акула особо агрессивна, если она преследует добычу, которая близка к ней (рыбы раненные из подводного ружья).

Акулы растут медленно, в процесс размножения вступают поздно, рождают живых детенышей, потомство немногочисленно, поскольку в течение жизни приносят только несколько детенышей. Молодняк избегает соседства взрослых акул, которые считают их своей добычей. Популяции некоторых видов катастрофически сокращаются.

Нос акулы чувствителен к некоторым запахам и может определить наличие крови при концентрации 1: 1000 000. что можно сравнить с чайной ложкой крови, вылитой в бассейн. Другая их черта – любопытство: акулы сопровождают корабли, тычутся в борт, ударяют в весла и преследуют аквалангистов.

Для того, чтобы избавиться от нежелательного объекта, проглоченногопо ошибке. Акула выталкивает желудок через рот, освобождает желудок, после чего втягивает его через рот обратно.
Белоперая рифовая акула – Triaenodon obesus - широко распространена в Тихом океане, встречается вблизи побережий и островов. Белоперая рифовая акула  - донная акула, держится чистых мелких вод вблизи рифов. Зарегистрированы встречи с этой акулой на глубине 330 м. В дневное время прячется в скалистых пещерах, откуда неожиданно атакует своих жертв. Она отличается способностью оставаться неподвижной на протяжении долгого времени. Наибольшая активность ночью. Питается обитателями дна, жителями подводных рифов: осьминогами, колючими омарами, крабами. Сохраняет привязанность к своим пещерам, постоянно возвращаясь к ним после некоторого отсутствия. Охотничьи участки малы.
Это мелкая акула с тонким телом и широкой плоской головой. Наибольшая длина – 2,13 м, но экземпляры свыше 1,6 м редки. Самцы становятся половозрелыми при 1,05 м, обычно достигают длины 1,68 м. Самки половозрелы при длине 1,05-1,09 м и вырастают до 1,58 м. Максимальной длины акулы достигают в возрасте 25 лет.
Морда у белоперой рифовой акулы закругленная, глаза горизонтально овальны. Свое название получила из-за белых плавников. Окрас темно-серый или бурый, иногда пятнистая. Брюхо немного светлее спины.
Китовая акула - Rhincodon typus - самая крупная рыба из ныне живущих рыб,  длина 1,8 - 15 м (до 20 м и даже больше). Вес китовой акулы при длине тела около 11 —12 м составляет 12—14 т. Обитает она в тропических и субтропических водах,  держится в поверхностных слоях воды, живет по одиночке или стаями. Ее можно опознать по мощному тяжелому телу, сравнительно маленькой голове с конечным ртом и крохотными глазами и очень большими жаберными щелями. Вдоль боков туловища проходят продольные гребни. Хвостовой плавник имеет полулунную форму, а его ось круто повернута вверх. Темно-серое или коричневое тело усеяно белыми или желтоватыми пятнами.

Размножается китовая акула путем откладывания яиц, которые заключены в роговые капсулы. До сих пор было найдено только одно такое яйцо, добытое при тралении в Мексиканском заливе в 130 милях от берега на глубине 56 м. Оно имело очень крупные размеры — 67 см в длину и 40 см в диаметре — и содержало вполне сформированный эмбрион, изогнутый кольцом.

Пищу китовой акулы составляют мелкие планктонные животные — ракообразные, небольшие рыбы и кальмары. Неторопливо двигаясь с широко раскрытой пастью, китовая акула собирает в ротовой полости всякую съедобную мелочь. Когда акула закрывает рот, вода профильтровывается сквозь жаберные отверстия как через своеобразное мелкое сито (сторона его ячей составляет всего 1—3 мм), образованное мягкой губчатой тканью, которая поддерживается хрящиками, соединяющими жаберные дуги. Затем отцеженные кормовые организмы через узкий пищевод попадают в желудок. В связи с таким способом питания зубы у китовой акулы очень мелкие и многочисленные (до 15 тысяч); они служат не для кусания, а для «запирания» добычи во рту.

Эта непугливая и очень миролюбивая рыба совершенно не опасна для человека. Аквалангисты не раз вплотную приближались к ней для фотографирования, прикасались к ее телу руками и даже пытались усаживаться верхом. Загарпуненная акула должна, впрочем, рассматриваться как весьма опасная. Случайный удар мощного хвоста может повредить или даже затопить шлюпку, искалечить или убить человека.