Удивительный мир Новой Зеландии (птицы) | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Удивительный мир Новой Зеландии (птицы)

Удивительный мир Новой Зеландии

Большинство новозеландских животных - эндемики и не встречаются нигде больше, кроме Новой Зеландии. Здесь практически нет плацентарных млекопитающих и хищников, которые представлены крысами, собаками и летучими мышами. Отсутствие хищников позволило сохраниться огромному количеству раритетных видов - главным образом, птиц.

Рыбы Новой Зеландии
Животные Новой Зеландии

Киви

В дождевом лесу, где плотно переплелись ветви кустарников, стволы, лианы, до сих пор обитает киви - самая мелкая птица из семейства бескрылых  Apterigidae, которая имеет ноздри на конце клюва. Эти ночные птицы, по размеру похожие на курицу, изображены на эмблеме страны и пользуются всеобщей любовью и восхищением. В отряде кивиобразных Apterygiformes насчитывают 3 вида киви (по новейшим данным — 4-5): Обыкновенный киви (Apteryx australis), Большой серый, или хаастов, киви (Apteryx haastii), Малый, или оуэнов, киви (Apteryx owenii).

Моа

В Новой Зеландии были найдены остатки вымерших моа, или динорнисов, Dinornis гигантских нелетающих пернатых, некоторые виды которых достигали 3,6 м высоты и весили четверть тонны. Ученые установили, что виной оказалась генетика гигантских птиц, которая отвечает за темпы взросления особей. Среднестатистической моа требовалось до десяти лет, чтобы выйти из детства, еще несколько лет — чтобы достичь половой зрелости. Вместе с тем, ныне живущие птицы, принадлежащие к другим видам, готовы к размножению уже через год после появления на свет.

С момента появления на островах человека (а это случилось примерно в 14 веке нашей эры), начался стремительный закат их эры. По всей видимости, птицы просто не успевали восполнять свои ряды, тающие под натиском охотников маори.
Маори потребовалось всего около ста лет, чтобы полностью истребить этот загадочный вид бескрылых птиц.

Такахе, или султанка бескрылая

Бескрылая султанка такахэ - Porphyrio [Notornis] mantelli - красочная птица с зеленым и синим опереньем, массивным красным клювом и короткими сильными ногами. она не летает, а крылья у нее только для демонстрации во время ухаживания и для устрашения. Эта уникальная птица является самым крупным представителем семейства и ее считали исчезнувшей. Совсем недавно в горах было обнаружено несколько пар.

Питается такахе многолетними травами, растущими в долинах альпийской зоны, в снежное время откочевывает в лес и кормится папоротниками до октября. В кладке 1-3 яйца, вылупляется 80% яиц. Во врямя инкубации 30 дней яйца насиживают оба родителя, которые потом кормят птенцов еще три месяца. Первую зиму переживает, как правило, только один птенец.

Бескрылая султанка похожа на обыкновенную черно-синиюю султанку, но заметно превосходит ее размерами, а на спине у нее больше зеленого, чем черного. Взрослая птица имеет высоту 50 см и весит 3 кг. В условиях содержания она может прожить 20 лет, в природе продолжительность жизни значительно меньше.

Седлистая гуйя

Седлистая гуйя - Philesturnus carunculatus - редкая новозеландская птица средней величины, длина ее 25 см, масса самца 80 г, самки - 70 г. Самец и самка имеют на спине и крыльях каштановое оперение в виде седла. Кончик хвоста также каштановый, клюв и лапы черные, а с горла свисают яркие оранжевые мочки, которые у самцов крупные, чем у самок.

Известны для подвида - североостровная седлистая гуйя Philesturnus carunculatus rufusater и южноостровная седлистая гуйя  P.c.carunculatus. На главных островах гуйи вымерли и сохранились только на мелких островах. Южный подвид малочислен, насчитывает около 650 птиц.

Водоплавающие птицы

Воды страны богаты водоплавающей птицей: здесь распространены черные лебеди, бакланы, поморники, олуши, утки, ласточки, ходулочники, пингвины, чайки. Здесь обитает множество албатросов и среди них самый крупный вид – королевские альбатросы с размахом крыльев более 3,5 м.

Чирок оклендский патеке - Anas aucklandica -  хотя и держится вблизи воды, ведет наземный образ жизни, питается беспозвоночными,  фруктами, зерном и растительностью. Ранее многочисленный вид, сейчас он существует в числе 1000 птиц, которые живут на двух небольших островах.

Крачка волшебная - Sterna nereis - является и редкой гнездящейся птицей Новой Зеландии. Ее популяция насчитывает 36 птиц и только десять пар размножаются. Ее считают самой маленькой из крачек, взрослая птица имеет длину 250 мм, массу 70 г.

В сезон размножения волшебную крачку можно узнать по черному пятну на голове, нежно-серым перьям, белой груди, желтому клюву и оранжевым лапам. В обычное время ее окраска не столь красива, цвета теряют насыщенность.

Голубая утка

Голубая утка (вайо; Hymenolanimus malacorhynchos) - редкая водоплавающая птица. эндемик Новой Зеландии. Она уникальна и не сравнима ни с одной уткой в мире. Эта утка появилась на раннем этапе эволюции птиц в то время, когда Новая Зеландия была изолирована от других частей света.

Утка обитет в чистых быстротекущих реках с большим числом водных насекомых и встречается крайне редко утром или на закате солнца. В отличие от 158 водоплавающих, которые временами заплывают в водопады и стремительные реки, она единственная, кто живет в быстрой воде и в водопадах постоянно. Более того, здесь же она гнездится и выводит птенцов. Ее присутствие - показатель чистоты водоема. Характерная черта - черно-синее оперенье, обтекаемая голова, широкие перепончатые лапы и отчетливый крик самца "вайо" , который слышен среди струй водопада. Удивительна способность голубой тки маневрировать и плавать навстречу сильному течению. На верхней части клюва есть мочка, или "губа", которая позволяет слизивать насекомых со скал. Голубые утки кормятся личинками водных насекомых.

Голубые утки территориальны круглый год и яростно изгоняют чужаков со своей территории.
Участок пары составляет 1, 5 км. Гнездятся эти утки с августа по октябрь, в кладке 4-9 кремово-белых яйца. Насиживание - 35 дней, на крыло молодые поднимаются на 70 день. Длина взрослых уток 530 мм, масса 1000 г (самец), 800 г (самка).

Певчие птицы

Новозеландский туи - Prostremadera novaeseelandiae считается лучшей певчей птицей Океании. По бокам шеи находятся два расщипанных, как волосы, хохолка, а на верхней части ее — длинные, узкие, волосообразные перья. В оперении преобладает блестяще-стальной цвет. Длина туи достигает 30 см, длина крыла 14, а хвоста 12 см. Песенка туи состоит из пяти тонов, которым предшествует отдельный тон, а также всегда слышен какой-то особенный звук, похожий на кашель или смех, и большое количество других вставных звуков.  Певческий талант туи также выражается в отличной способности к подражанию музыке, голосам зверей и других птиц. Пищей новозеландскому туи служат насекомые, различные плоды и ягоды, а также мед с известных цветов. Язык его, как и у всех Медососовых (Meliphagidae), снабжен тонкой кистью. Когда созревают ягоды, птица от них сильно жиреет, что, вероятно, служит причиной поверья, что будто бы они распарывают себе клювом грудь, чтобы избавиться от жира.

Птица-колокольчик, или Медосос-макомако – Anthornis melanura - получил свое имя от капитана Кука. Он обитает в древесных и кустарниковых зарослях, питаясь, как большинство новозеландских птиц отряда воробьиных, фруктами и нектаром цветов. Самая характерная черта птицы – сладкоголосое пение с мелодичными звуками подобно звону множества маленьких колокольчиков, песня варьирует в зависимости от местности. Длина птицы 20 см.

Новозеландский голубь кереру

Новозеландский голубь кереру - Hemiphaga novaeseelandiae один  из самых красивых голубей мира, обычная лесная птица Новой Зеландии. Это крупная птица с серо-зелеными перьями и белой грудью. Он является важной частью экосистемы, рассеивая семена деревьев карака Corynocarpus laevigatuskaraka, тарейра Beilschmiedia tarairi, тава Beilschmiedia tawatawa, бурая ель миро Prumnopitys ferrugineamiro. После исчезновения моа голубь керуру - единственная птица, способная вместить в своем клюве и заглотить ягоды с редких деревьев, составляющих неповторимый облик лесов Новой Зеландии. Ягоды являются основной части рациона этих птиц. Длина птицы составляет до 51 см от клюва до хвоста. хотя живут голуби долго, размножаются они медленно, за сезон самка откладывает только одно яйцо, которое высиживают оба родителя. Яркий окрас голубя является брачным нарядом для самка, который устраивает демонстрационные полеты над охраняемой им территорией.

Первую неделю после вылупления птенец питается "молоком" из зоба родителей - богатый протеином секрет, похожий на молоко, смешанный с цветочным нектаром. неделей позже птенец питается принесенными ему и отрыгнутыми ягодами. Голуби с Северного острова оперяются в 4-5 месяцев, с Южного - на две недели позже. А еще через неделю они покидают родителей и начинают самостоятельную жизнь.

Попугаи

Ара совиный, или какапо Strigops habroptilus - единственный представитель подсемейства совиных попугаев, в настоящее время очень редок. Цвет оперения мшисто-зеленый, с черными полосами на спинной стороне тела, а в других местах с темно-бурыми, ли-монно-желтыми и палево-желто-зелеными полосами. Хорошо развито лицевое оперение, откуда и возникает сходство с совами. Крылья у совиного попугая хорошо развиты, но вследствие слабости мышц и недоразвития киля грудины летать какапо не может.  Интересно, что за кормом он ходит пешком и передвигается при этом обычно по определенным, протоптанным им дорожкам. Голос совиного попугая - своеобразный гул, напоминающий звук барабана.

Попугай желтоголовый Форбеса - Cyanoramphus novaezelandiae - этот длиннохвостый попугай обитает в лесах Новой Зеландии, питается дикими ягодами, семенами и фруктами. Ко второй половине XX века популяция этих птиц стала настолько многочисленна, что леса уже не могли приносить птицам необходимое количество еды, особенно в холодное время года. В поисках пищи тысячи попугаев как саранча обрушились на фруктовые сады, нанося непоправимый ущерб, в результате чего большое количество этих красивых птиц было истреблено фермерами.
Kеа - Nestor  notabilis - попугай, обитающий на Южном острове, красив, однако характер имеет дурной, агрессивный, и крючковатый клюв у него - как будто из титанового сплава. Оперение оливково-с черным окаймлением каждого пера. Плечевые перья желто-красные. Глазные круги и восковица желтые. Длина тела 50 см. Обитает Кеа высоко в горах После гнездового сезона Кеа спускается в долины, но держится скрытно и бывает очень осторожен. Это связано с тем, что его долгое время считали виновником гибели овец. Никто никогда не видел, чтобы Кеа убивал их, но в это верили и его беспощадно уничтожали. За убитую птицу охотник получал премию - 1 фунт стерлингов.

Чтобы выживать в резкой альпийской окружающей среде, Кеа стали любознательными и кочевыми социальными птицами - особенностями, которые помогают Кеа находить и использовать новые источники пищи. Их любознательная природа часто заставляет Кеа собираться вокруг новых объектов, и исследовать их. Кеа считаются одной из самых умных птиц в мире. Популяция кеа насчитывает от 1000 до 5000 птиц.

Близкий родич Кеа попугай Кака (Nestor meridionalis) не обладает такими блестящими способностями, поскольку обитает в более благоприятных условиях.

Черная мухоловка чатэмская

Черная мухоловка чатэмская - Petroica traversi - эндемик Четемских островов. Она действительно полностью черная - оперенье, лапы, клюв - и похожа на обычную малиновку (зарянку), однако родственником ее не является.

Эта маленькая птичка, высотой 15 см, питается насекомыми - тараканами и крупными кузнечиками вета, а также червями. Мухоловки моногамны, пара образуется на всю жизнь. Самка откладывает два яйца, в случае потери кладки, она откладывает яйца повторно. Живут мухоловки чатэмские в нижнем ярусе леса, копаются в лиственной подстилке и перемещаются по нижним ветвям, вверх не забираются.

Вид находится на грани исчезновения. В 1980 было известно всего 5 черных мухоловок, только одна пара размножалась. Таким образом, все совеременные черные чатэмские мухоловки являются потомками этой парой, которую ученые звали Старые Синий и Желтый. Для этой пары были созданы благоприятные условия, птицы смогли успешно выжить и размножиться. В настоящее время популяция чатэмских мухоловок насчитывает 250 птиц.

Черные мухоловки живут 6-13 лет.

Пингвины

В Новой Зеландии живут пять видов пингвинов, которыу встречаются только в этой стране.  Желтоглазый пингвин - Megadyptes antipodes - любимая птица новозеландцев -  очень пугливая птица и подобраться к ней очень сложно. Зато можно наблюдать, когда после обеда пингвины выходят из моря, а рано утром, сразу после восхода солнца, они отправляются поплавать.

Желтоглазый пингвин хойхо считается самым редким пингвином в мире. У него золотая радужина глаза, а на голове желтая полоса. Спина у него серовато-голубая, брюхо и грудь белые. Птенцы опушены бурыми беспорядочно торчащими перьями, которые меняют на взрослое оперенье в возрасте 14-16 месяцев.

Хойхо - майорийское название, имитирующее хриплого крика желтоглазых пингвинов. Они очень шумные птицы, и обычно их сначала слышат. а потом видят. Взрослые пингвины имеют высоту 65 см, массу 5-8 кг. Живут птицы до 20 лет. Питаются они килькой, розовой треской и кальмарами.

Желтоглазый пингвин - единственный из видов, который не приручается и не живет в неволе. Он наименее социален из всех видов, размножается не в колониях, а по одиночке. Для местообитаний характерны побережья с лесом, кустарниками и лугами, где пингвины размножаются. Пингвины встречаюся на юго-востоке Южного острова и на ряде небольших островов - Стюарта, Окленд, Кемпбел. Популяция насчитывает 5930-6970 птиц, из которых размножается 600-650 пар.