Подсемейство ·Серпоклювы - Ibidorhynchinae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Подсемейство ·Серпоклювы - Ibidorhynchinae

Некоторые исследователи - Е.Коблик (МГУ, Москва) выделяет в самостоятельное семейство Ibidorhynchidae. Многие исследователи относят его к подсемейству. Включает 1 род Серпоклювы - Ibidorhyncha, с 1 видом. Серпоклюв - Ibidorhyncha struthersi - водится высоко в горах Средней и Центральной Азии. Это довольно крупный кулик с длинным, тонким дугообразно загнутым вниз клювом ярко-красного цвета. Ноги у него длинные, но короче, чем у ходулочников, трехпалые. Передняя часть головы темная, коричнево-бурая, спинная сторона буровато-серая. Зоб голубовато-серый, брюшко белое. На границе зоба и груди имеются узкая белая и широкая черноватая полосы. Рулевые буровато-серые с узкими темными поперечными полосками. Длина крыла 22-25 см. Гнездится серпоклюв в высокогорье Тянь-Шаня и Памиро-Алая, в Кашмире, по всей системе Гималаев, в Южном Тибете и восточнее до провинций Шаньси и Хебей в Китае. Осенью он совершает вертикальные кочевки, спускаясь несколько ниже гнездовых местообитаний. Чаще всего серпоклюв встречается на гнездовье на высотах от 2000 до 3000- 3500 м. В Тибете он поднимается и до 4000 м. При этом серпоклюв выбирает такие места в долинах горных рек, где уклон реки резко уменьшается и дно долины, состоящее из галечниковых наносов, становится более ровным. Рек с широкими, сильно опесчаненными долинами серпоклюв избегает. На зимовках предпочитает держаться в таких же примерно условиях, как и летом, но ниже, иногда на высоте всего 500 м. Гнездится серпоклюв отдельными парами, одно гнездо от другого располагается на расстоянии не ближе километра. Для гнезда птица выцарапывает ногами небольшую ямку. Сооружаются и дополнительные "ложные гнезда", куда птица присаживается во время брачных игр. Натуралисты, наблюдавшие брачные игры серпоклюва, говорят, что самец в это время делает перед самкой "поклоны", приседает на лапках и покачивает хвостом, а затем взлетает на раскрытых вибрирующих крыльях и громко кричит. В полной кладке 4, реже 3 яйца. Найти гнездо серпоклюва в высшей степени трудно. Дымчато-серая спина его сливается с общим фоном галечника, птица не кричит у гнезда, а молча отбегает от него метров на 300 и нескоро к нему возвращается. В конце апреля в гнездах бывают полные ненасиженные кладки, в 10-х числах мая начинается вылупление птенцов. Серпоклюв - спокойная, несуетливая птица. Часто он стоит на отмели с втянутой головой, так что округлые очертания его головы, спины и даже изогнутый клюв, сливаясь с очертаниями камней, делают его совершенно незаметным. Зашедший в поисках корма по брюхо в воду, серпоклюв напоминает торчащий из воды камень. Полет его легкий, изящный. Взлетая, птица издает мелодичный флейтовый звук вроде "ти-ли, ти-ли". Плавает серпоклюв хорошо.

Источник:floranimal.ru