Подотряд ·Чайки - Lari | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Подотряд ·Чайки - Lari

Подотряд Чайки - Lari

Подотряд Чайки - Lari - Околоводные птицы средних и крупных размеров, с преимущественно белым оперением. У многих есть "мантия" - широкая темная полоса, занимающая почти весь верх крыльев и почти всю спину. Кроме того, у некоторых видов в брачное время черная или бурая голова. Есть черные пятна на концах крыльев и другие отличительные элементы окраски. Летом происходит смена брачного наряда на осенний (его правильнее называть зимним), при этом внешность существенно меняется только у видов, имеющих в брачном наряде темную окраску головы. Смена маховых и рулевых перьев происходит постепенно, без ухудшения летных способностей птиц. Самое внешнее (первое, считая снаружи) первостепенное маховое перо укороченное, ни на сложенном, ни на раскрытом крыле его вообще не видно, и далее по тексту мы будем называть первым первое видимое (самое длинное), которое анатомически является вторым. Полового диморфизма в окраске нет, самец в паре обычно крупнее самки.
По типу питания чайки всеядны, но между видами есть существенные отличия. Непереваримые остатки (шерсть, кости, чешую рыб, хитин насекомых и пр.) отрыгивают в виде комка - погадки. Корм ищут в основном высматривая с воздуха. Крупные чайки нередко занимаются клептопаразитизмом - грабежом, отнимая добычу у более мелких чаек, у поморников и других птиц.
Летают не быстро, но легко и много, в совершенстве владея как активным машущим полетом, так и динамическим парением, используя подъемную силу воздушных потоков. По земле ходят мало. Легко плавают, держась очень высоко на воде и приподняв заднюю часть тела. У всех есть полная, до когтей, плавательная перепонка между тремя передними пальцами. Не ныряют, но, доставая пищу из воды, могут частично погружать в нее тело - либо плавая, либо хватая корм клювом с воды прямо в полете.

Преимущественно дневные птицы, хотя нередко летают и ищут пищу по ночам. В Заполярье, при непрерывном освещении, активны практически круглосуточно. Большое значение для суточной активности может иметь приливно-отливная циклика.

В гнездовой жизни моногамны, самец и самка поочередно насиживают кладку и кормят птенцов. Но насиживанием больше занята самка, а самец имеет больше свободного времени - для охраны гнездовой территории и наблюдений за хищниками. Насиживание у большинства видов начинается с первого яйца, после вылупления птенцов родители выносят скорлупу из гнезда.

Птенцы покрыты густым пухом, у большинства видов - покровительственной пятнистой окраски. Они сидят в гнезде только первые часы после вылупления, а затем могут покидать его и находятся где-то рядом (исключение - моевка). Питаться самостоятельно не могут. Это полувыводковый тип развития. Корм для птенцов родители носят в зобе и затем отрыгивают. В ХХ в. чайки многих видов в большей или меньшей степени перешли на питание отбросами на свалках и другие антропогенные корма, их численность растет. Местами они могут вредить рыболовству, в рыбоводных хозяйствах, в охотничьих угодьях. Нередко на аэродромах чайки представляют опасность для самолетов - бывают столкновения в воздухе. Кроме того, чайки переносят многие эпидемические заболевания. По-видимому, есть необходимость кое-где принимать меры по снижению численности чаек. Во многих странах, в т.ч. в Европе на чаек охотятся и используют их в пищу.

Крупные чайки начинают размножаться в возрасте 3-6 и живут 10-20 лет, известны особи старше 30. Мелкие чайки взрослеют раньше и живут меньше.

В мировой фауне около 45 видов, точнее сказать невозможно из-за неясностей в систематике. В фауне России около 20 видов, в нашем регионе гнездящихся 11 видов и еще 6 залетных.

Источник:ecoinf.uran.ru