Отряд ·Кукушкообразные - Cuculiformes | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Отряд ·Кукушкообразные - Cuculiformes

Отряд Кукушкообразные - Cuculiformes

Отряд Кукушкообразные - Cuculiformes - архаичная группа преимущественно древесных, лазающих птиц мелких и средних размеров (масса 20–1000 г).

Внешний облик кукушек разнообразен, у древесных форм ноги короткие, у наземных — длинные и сильные, вперёд могут быть обращены 3 или только 2 пальца. Хвост обычно длинный.

Существуют общие черты в строении скелета, мускулатуры. Специфические особенности строения челюстного аппарата связаны с тем, что как для животноядных, так и для растительноядных форм характерна тщательная обработка корма в клюве перед глотанием. особый интерес в связи с этим вызывает гоацин — единственная исключительно листоядная птица, грубый зелёный корм ферментируется в объёмистом зобе, из-за наличия которого лётные качества гоацина снижены.

Все представители отряда Кукушкообразных ведут дневной образ жизни, окраска разнообразная (у турако — очень яркая), половой диморфизм, как правило, не развит.

Экология, поведение, особенности гнездовой биологии и онтогенеза, характер социальных связей могут быть самыми различными.

Гнездятся, как правило, на деревьях, но многие кукушки подкладывают яйца в гнёзда других птиц (гнездовой паразитизм). Скорлупа яиц таких кукушек часто копирует окраску яиц жертв паразитизма, внутри одного вида существуют расы, различающиеся окраской скорлупы (и, соответственно, набором птиц-хозяев). Птенцы птенцового типа (у гоацина — близкого к полувыводковому), у гоацина и турако они хорошо лазают в кронах, помогая себе коготками на крыльях, исчезающими во взрослом состоянии. У паразитических кукушек птенец нередко выбрасывает из гнезда птенцов или яйца птицы-хозяина, избавляясь от конкурентов за корм.

Примерно 160 видов отряда группируют в 3 семейства. Кукушки распространены всесветно, за исключением Арктики и Антарктики, некоторых океанических островов. Гоацины и турако — эндемики, соответственно, Южной Америки и Африки.

Родственные связи неясны, разные семейства отряда сближали с самыми различными группами древесных и наземных птиц — курообразными, ракшеобразными, голубеобразными, попугаями, совами, птицами-мышами и др.

Подотряд Кукушки настоящие - Cuculi