Семейство ·Фламинговые - Phoenicopteridae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство ·Фламинговые - Phoenicopteridae

Семейство Фламинговые - Phoenicopteridae

Данное семейство включает в себя 3 рода с 5-6 видами крупных птиц (массой до 4 кг, длиною 90-155 см и размахом крыльев до 165 см) с характерным силуэтом. Относительно размеров тела это самые длинноногие и длинношеие птицы мира.
Пальцы короткие, с тупыми когтями, 3 из них направлены вперед и соединены хорошо развитой перепонкой. Задний палец мал и расположен выше ступни. У видов рода Phoenicoparrus редуцирован.

Тонкая шея фламинговых изогнута в форме буквы S в спокойном состоянии. Шея состоит из 19 позвонков, последний из них входит в состав спинной кости. Голова небольшая, а клюв массивный и посередине перегнут вниз почти под прямым углом. Фламинго могут пить соленую и щелочную воду без ущерба для себя. Это происходит потому, что у них  хорошо развиты надорбитальные солевыводящие железы.

По краям челюсти, а также по краям большого, мясистого языка, у фламинго находятся специальные роговые пластины. Они же образуют фильтровальный аппарат. Это дает возможность процеживать воду в поисках мелкого корма. В состав пищи фламинго входит различный фито- и зоопланктон. Это водоросли, черви, моллюски. Похоже, что фламинго находят скопление пищи при помощи зрения, поэтому они активны днем.
Мускульный желудок данного семейства довольно объемист и имеет мощную мускулатуру. Также у них функционируют парные слепые кишки.
Нижняя гортань трахео- бронхиального типа. Под кожей шеи у фламинго развит разделенный на доли воздушный мешок, который служит резонатором.
Голос у  этих птиц громкий и грубый, напоминает гоготанье гусей.

Крылья фламинго короткие, острые. Полет активный – с частыми взмахами. Парить фламинго не умеют. Взлетают птицы после разбега. При полной послебрачной линьке первостепенные маховые выпадают одновременно, и птица на 2-3 недели теряет способность к полету (как и многие гусеобразные).

Структура контурных перьев такая же, как  у аистов. Секрет крупной оперенной копчиковой железы не препятствует быстрому намоканию оперения. Несмотря на это, фламинго могут долго держаться на воде и неплохо плавать.

Половой диморфизм не выражен. Сезонной смены нарядов не бывает. Окраска взрослых птиц светлая: бело-розовая или алая.  Розово-красные оттенки обусловлены специальным пигментом, который  поступает в организм птиц с кормом, в составе которого различные рачки занимают ведущее место. Этот пигмент очень нестойкий и быстро разрушается на свету. Поэтому со временем белеют чучела фламинго в музеях; в зоопарках тоже быстро теряют розовые оттенки, если в корм и не добавлять богатую каротином пищу – морковь, свеклу, сладкий перец. Особенно сильны красные оттенки на крыльях, отчего фламинго в буквальном переводе означает «огненнокрыл». Маховые у фламинго черные.

Ноги красные или розовые, у андского фламинго (Phoenicoparrus andinus) желтые, у чилийского (Phoenicopterus chiliensis) зеленоватые, с красными «коленями» и лапами.
Клюв красно-коричневый, беловатый, розовый, либо желтый, но конец клюва обязательно черный.

Фламинго - строго колониальные птицы, гнездования отдельными парами неизвестно. Птицы предпочитают гнездиться у щелочных озер. У таких озер берега покрыты коркой из соли, едкого натра, гипса и сероводорода. Запасы такого специфического корма обильны, так как конкуренция с другими птицами исключена. Во избежание конкуренции выработались различные цедильные аппараты у этих птиц.

Например, представители родов Phoenicoparrus, Phoeniconaias питаются одноклеточными водорослями и мелким зоопланктоном, род Phoenicopterus- более крупными ракообразными.
Кроме того, разница в росте и сложении позволяет им кормиться на разных глубинах.. Еще возможно, что гипертрофированная длинноногость и длинношеесть птиц возникли как способ охлаждать голову, максимально поднимая ее над  поверхностью теплого приземного слоя воздуха.

Фламинго моногамны, пары образуются на один сезон. Ухаживание сопровождается громкими криками, ритуальными позами с расправленными крыльями и взъерошенными перьями, а также групповыми церемониальными пробежками с высоким подниманием ног и внезапными остановками. Брачный ритуал высокоспецифичен – межвидовые гибриды у фламинго неизвестны.
Копуляция происходит на мелководье или на суше, во время спаривания самка нередко вынуждена упираться клювом в субстрат, чтобы не потерять равновесия.

Гнезда представляют собой столбообразные кучи из ила и ракушечника высотой до 50-60 см. Такие высокие постройки сделаны для того, чтобы не перегревалась кладка. Эти гнезда расположены на мелководьях и островах.
В кладке 1-2, редко 3 крупных белых яйца. В насиживании и выкармливании птенцов участвуют оба партнера. Инкубация длится  месяц.

Птенцы похожи на гусят. Они вылупляются зрячими, с прямым коротким клювом, короткими толстыми ногами, покрытые густым белым пухом. Родители кормят их полупереваренной пищей вплоть до подъема птенцов на крыло. Уже через несколько дней после вылупления птенцы оставляют гнездо и бродят поблизости.
В возрасте двух недель у птенцов клюв начинает постепенно изгибаться. А к началу второго месяца  жизни птенцы надевают второй пуховой наряд – серого цвета, еще  через 2 недели у них начинает развиваться оперение. Птенцы фламинго нередко сбиваются в группы, образуя в гнездовой колонии своеобразные «детские сады».

Когда у птенцов окончательно сформируется фильтровальный аппарат клюва, тогда же птенцы становятся готовыми к полету. Взрослый наряд эти птенцы надевают лишь на 3-м году жизни. Вероятно, это происходит одновременно с наступлением половой зрелости.
По некоторым данным, крупные виды впервые приступают к размножению лишь на 5-6 год, а мелкие – на 3-4 год.

Медленный темп взросления компенсируется долгожительством: по данным кольцевания, многие птицы живут свыше 20-30 лет. Отдельные особи доживают до 50 лет.

До недавнего времени фламинго в неволе не размножались и быстро погибали. Когда в неволе содержались небольшие группы фламинго, это не позволяло птицам приступать к гнездованию, так как эти птицы должны видеть вокруг себя собратьев.
Сейчас эти проблемы решены. В частности, зоопарки, не имеющие возможности держать большое количество птиц, используют для инициации гнездования зеркала.

Распространение фламинго очень спорадично, в основном это тропические и субтропические зоны Евразии, Африки, Центральной и Южной Америки. Совсем недавно (менее 1000 лет назад) фламинго вымерли в Австралии в связи с пересыханием внутренних озер.

Представитель монотипичного рода, малый фламинго(Phoeniconaias minor), ныне обитает только в тропической Африке и на западе Индии. Два вида короткоклювых фламинго (Phornicoparrus) – обитают на территории Боливии, юга Перу, севера Чили и Аргентины.

Из внутренних водоемов местами наибольшего сосредоточения птиц (до сотен тысяч гнездящихся пар) служат восточноафриканские озера Натрон, Накуру. Рекорд же приналежит озеру Магади – в 1962 г. здесь насчитали более 1 млн.  гнездящихся фламинго.

Раньше на фламинго охотились. Мясистые языки «красных гусей» подавались на пирах в Древнем Риме. В19 веке происходило истребление птиц из-за красивых перьев. Страдают фламинго и от сбора яиц. В последнее время фламинго охраняются во многих странах мира.
Фламинго Джеймса (Phoenicoparrus jamesi) считался полностью вымершим, пока в 1956 г. не обнаружили его гнездованья на оз. Колорадо в Южной Боливии.

Род ·Фламинго - Phoenicopterus