Страус американский, или Дарвинов нанду | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Страус американский, или Дарвинов нанду

Американский страус или Дарвинов нанду

Дарвинов нанду - Pterocnemia pennata - населяет горные степи Анд от Перу до Патагонии. Отличается от обыкновенного нанду меньшими размерами и более темным окрасом. Питается листьями, побегами, семенами, мелкими позвоночными и насекомыми. Ноги у них трёхпалые. Крылья развиты, но непригодны для полёта; лишь во время быстрого бега нанду, вытянув шею горизонтально, поднимают одно крыло как парус. На вершине крыльев нанду - по роговому выросту, видимо, используемому самцами при драках в брачный период. Клюв широкий, сплюснутый. Взрослый самец обыкновенного нанду достигает высоты до 170 см при массе 40 килограммов, масса самки - 34 кг, средняя масса птиц около 25 кг. Оперение буроватое, иногда почти белое.
От африканских страусов они отличаются трехпалыми ногами и отсутствием роскошных белых перьев на крыльях и хвосте. Из двух видов нанду ареал малого нанду, или нанду Дарвина (Pterocnemia pennata), состоит из двух частей: равнины юга Чили и Аргентины от Магелланова прол. населяет один подвид, а еще два подвида живут в горах севера Чили, северо-запада Аргентины и юго-запада Боливии. Некоторые специалисты выделяют горные формы и равнинный подвид в самостоятельные виды. Наиболее редким в настоящее время стал западный горный подвид малого нанду (P. p. tarapacensis), который еще сохранился местами в зоне пуна в горах выше 3 тыс. м над ур. м. на севере Чили от пустыни Атакама до границы с Перу. Одна из главных причин сокращения численности этого нанду- преследование его человеком. Сбор яиц и добыча самих птиц существенно подорвали запасы популяции: остались лишь несколько сотен особей. Другой горный подвид (P. p. garleppi), встречающийся на северо-западе Аргентины, юго-западе Боливии и кое-где на юге и юго-востоке Перу, очень близок к предыдущему и во многих районах тоже стал редким.

Характерная черта биологии нанду - сочетание полигамии и полиандрии. Семейная жизнь нанду складывается весьма необычно. Самец заводит себе целый гарем из 3-8 самок, но «жены» его совсем не домовиты. Гнездо устраивает сам самец - прямо на земле в каком-нибудь углублении, выстилая его травой и перьями. В это гнездо самки откладывают 13-30 и более яиц. Когда их скопится более 20 штук, самец принимается высиживать страусят. 37 дней он бессменно сидит на гнезде, ненадолго отлучаясь от него лишь для кормежки - не более двух раз в сутки. Когда страусята вылупятся, он заботливо обогревает их, кормит, водит на прогулку. Самки же не принимают абсолютно никакого участия в насиживании яиц и воспитании потомства. Более того, как только их «властелин» садится на яйца, они всем гаремом уходят к другому. Далее история повторяется, и как только тот другой садится на гнездо, самки уходят к третьему.

Яйца нанду значительно мельче чем яйца их африканских сородичей. Инкубационный период длится 36-38 дней. Средний вес их равен 660 граммам. Вес же среднего «новорожденного» нандусенка - 400 граммов. Птенцы вылупляются достаточно самостоятельными, но еще длительное время находятся под опекой родителя.Через год «малыш» весит уже 17 килограммов.

Формально охота на горных малых нанду и сбор их яиц в Чили, Боливии и Перу запрещены законом, но эта мера в связи с традиционным использованием местными жителями мяса, яиц и шкур нанду оказалась пока неэффективной. Для того чтобы прекратить международную торговлю шкурками малого нанду, весь вид включили в Приложение 1 СИТЕС. В Чили около 100 малых нанду обитают на территории национального парка Лаука.